16+
Четверг, 23 ноября 2017
  • BRENT $ 63.42 / ₽ 3709
  • RTS1158.62
17 октября 2017, 18:38 Авто

Электромобиль сегодня — дорого и неудобно

Лента новостей

Хотя, судя по отзывам владельцев, оно того стоит. Все «за» и «против» электрокаров — в специальном проекте «Электротяга» Business FM

Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Электрокары: «за» и «против». В каком состоянии сегодня инфраструктура? Сколько всего электромобилей на российских дорогах? Где заряжать батареи и сколько это стоит? Экологичность электротранспорта — миф или реальность? В специальном проекте «Электротяга» Business FM собрала мнения экспертов и непосредственных владельцев электромобилей.

Если коротко, владельцы электрокаров в России делятся на две группы: это люди, купившие очень, очень дорогую Tesla, и все остальные. Владелец , как правило, не переживает по поводу заряда в городском режиме. Запас хода — около 300 км. Те, у кого электрокары попроще, признаются, что зимой иногда приходится выбирать: или стоять, но в тепле, или все-таки ехать, но без печки.

Теоретически подзарядиться можно и в пути. Причем бесплатно. В МОЭСК Business FM заявили, что всего в городе около 80 зарядок. Еще 30 — раскиданы по области. Владельцы электрокаров жалуются, что в основном это очень медленные зарядки: чтобы восстановить батарею полностью, ждать нужно чуть ли не сутки. А еще зарядки от МОЭСК расположены так, что на парковочное место возле вожделенного столбика может встать бензиновая машина, и все — считай, зарядки нет. Гендиректор Freedom Finance Тимур Турлов заказал установку собственных зарядок на парковках у дома и офиса.

Тимур Турлов генеральный директор Freedom Finance «По сути, она представляет собой заземленную, либо самую обычную однофазную розетку на 220 вольт, которая должна иметь заземление, либо это трехфазная розетка, через которую ты можешь получить уже большую мощность, и при которой у тебя быстрее происходит зарядка. Никаких проблем у этих розеток нет, сделает любой электрик за сутки буквально. В городском режиме, когда ты не планируешь никаких длительных путешествий больше 200 км от города, то тебе, по сути, не нужна никакая инфраструктура зарядная. Гораздо удобнее заряжаться дома или в офисе: электричество есть везде, приехал, поставил IPhone на зарядку».

Важная деталь — это должна быть персональная парковка, иначе нет смысла. Впрочем, варианты есть всегда, говорит журналист Григорий Погосян:

Григорий Погосян журналист «Дома я заряжался из окна: я живу на втором этаже, выкинул из окна любой удлинитель и заряжаешься. За пять лет эксплуатации даже не воровали ни разу».

Стоимость домашней зарядки настолько ничтожна, что никто из опрошенных владельцев электрокаров даже не пытался считать. По просьбе Business FM это сделал заместитель главного инженера по инновациям и проектной деятельности ПАО «МОЭСК» Геннадий Сиденко:

Геннадий Сиденко заместитель главного инженера по инновациям и проектной деятельности ПАО «МОЭСК» «В пересчете на километр от домашней зарядки, получается, один километр будет порядка 30 копеек стоить, это если в ночное время заряжаться. Или порядка 1 рубля 20, если днем заряжаться дома».

То есть 100 км обойдутся владельцу электрокара максимум в 120 рублей или в 30, если заряжаться ночью. Обслуживание тоже почти бесплатное: никакой замены масла и прочих жидкостей, даже колодки стираются в несколько раз дольше, чем у машин с ДВС. Ломаться в электрокаре почти нечему. Но если что-то все-таки сломалось, возникают некоторые нюансы, говорит директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.

Антон Белов директор Музея современного искусства «Гараж» «То, что вы можете сделать, — это помыть машину, залить очиститель стекол, и, если у вас что-то сломалось, соответственно, починить это либо в России силами местных умельцев, либо, если совсем критически, то выйдет чуть дороже, потому что придется перегнать машину в Финляндию. Например, знакомые уже возили свою Tesla Model X на техобслуживание в Финляндию за 400 евро. РЖД перегоняешься: берешь себе билет на поезд, проводишь ТО и обратно ее увозишь. То есть не критично большие деньги для такого достаточно дорогого автомобиля, поэтому это нормальная ситуация. У меня не было таких поломок, которых в Москве нельзя было бы починить, то есть ручка заедала, ее поменяли в Москве за 16 тысяч рублей».

Зато владельцы электрокаров не платят за парковку в Москве. Ну, как не платят? Оставляют машину, зная, что платить не должны, получают штрафы от тех, кто не знает об этом, а потом идут долго и неинтересно доказывать, что у них электрокар и что штраф выписан незаконно. На чем еще могли бы сэкономить владельцы электрокаров? Ввозные пошлины — это отдельная история, говорит журналист Григорий Погосян.

Григорий Погосян журналист «Основная проблема в нашей стране — это то, что декларация, конечно, здорово, но когда доходит до реальных шагов, то все останавливается. Отменили пошлину на ввоз — сразу все стали развивать привоз сюда электромобилей, но потом забыли продлить отмену пошлин, и до сих пор никто ничего не эту тему не сделал, и потому вот уже два года никто ничего не ввозит».

Эксперты подтверждают, что пошлину действительно никто навсегда не отменял, но добавляют, что каждый год власти ее все-таки обнуляют. Транспортный налог, говорят, в некоторых регионах на электрокары он обнулен, Москвы это не касается, а в пересчете на лошадиные силы за ту же Tesla платить нужно столько же, сколько за мощный бензиновый внедорожник.

Сейчас начались разговоры о замене транспортного налога экологическим сбором. Владельцам электрокаров в перспективе это должно быть выгодно, но, что касается самой экологичности электротранспорта, с этим некоторые эксперты готовы поспорить. Для выработки электроэнергии перерабатываются все те же углеводороды. Причем, по словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, в той же Европе с развитием электротранспорта потребление нефти и газа стало только расти. Но для экологии машины на батарейках все же безопаснее, признает эксперт.

Рустам ТанкаевРустам Танкаев ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Что касается машин, даже самые лучшие катализаторы все равно не дают на выходе чистого воздуха. Но если говорить о больших котельных, то они в этом смысле намного более безопасны и эффективны. От них смога не бывает, потому что, вообще говоря, там и условия сжигания другие, температуры другие и на выходе белый пар все равно. Вы видели над этими самыми огромными трубами даже в Москве, какие там облака идут чистейшего белого цвета. Поэтому, на самом деле, для экологии-то это хорошо, потому что большие установки очень эффективно сжигают углеводороды. Совсем не так, как маленькие двигатели машин».

Помимо гордости за то, что ты минимизируешь вред для окружающей среды, владелец электрокара (особенно мощного) получает невероятное удовольствие от езды. Бесшумный мгновенный разгон со светофора и удивленные глаза оставшегося позади водителя мощного немецкого авто — это непередаваемо, говорят владельцы Tesla. Впрочем, не менее яркие эмоции вызывают и другие электрокары. Вот что Business FM рассказал бывший сотрудник компании Mitsubishi Сергей Черненко:

Сергей Черненко бывший сотрудник компании Mitsubishi «Был один очень занятный случай: к нам приехал господин Михельсон, который заинтересовался электромобилем. И, увидев машину, он как-то так покривил лицом. Ну, машина была достаточно такая... не Tesla, скажем так. Когда он уже собирался развернуться и уехать, машина ему явно не понравилась внешне, мой коллега ему сказал: «Господин Михельсон, может быть, вы потратите пять минут вашего времени и прокатитесь?» В общем, он сел за руль этой машины. В итоге сделал буквально один круг, и когда вышел из машины, у него была на лице детская улыбка. Просто представьте себе, насколько сложно такого уровня человека чем-то удивить, и он действительно удивился. И это очень хорошо описывает как раз эмоции, которые электромобиль приносит тому человеку, который его водит».

По словам Черненко, в итоге бизнесмен купил сразу около десяти электрокаров. Интересно, что это 3% от всех электромобилей в стране. По крайней мере, если верить статистике основателя Tesla-клуба Андрея Врацкого:

— Если сейчас взять чистую цену «электрички» и чистую цену автомобиля с ДВС, то у первой экономика хуже. Она дороже исходно, причем дороже настолько, что это не отбивается эксплуатацией. Я бы оценил общее количество «электричек» вообще всех, не только Tesla, ну, пусть будет 300 на всю Россию.

— А из них — в Москве?

— Две трети, наверное. «Электрички» ради экономии покупают в некоторых странах мира, но только там, где их очень сильно дотирует государство. Норвегия, например. Там каждая третья новая машина — электрическая. Почему? Потому что их настолько стимулирует государство, что, вместо, например, 100-процентной вывозной пошлины, вот у нас вот ввозная пошлина плюс-минус половина стоимости, а в Норвегии плюс-минус 100%, а на «электрички» — 0%. В итоге та же Tesla там стоит, канонический такой пример, столько же, сколько стоит Toyota RAV4. Понятно, что люди берут Tesla, потому что она банально больше, удобнее. То есть машина немножко другого класса. Она-то создана искусственно: усилиями государства. Соответственно, за то, что кому-то выгодно пользоваться «электричками», платят все остальные налогоплательщики.

Резюмируя, можно сказать, что электромобиль сегодня — это дорого и неудобно, но, судя по отзывам владельцев, оно того стоит.

Рекомендуем:

  • Фотоистории