Пятница, 26 апреля 2024
20 октября 2017, 11:08 Общество

Слухи о «российском выбросе» рутения-106 развенчаны

Версию об этом опровергли европейские эксперты

Европейские эксперты в области атомной энергетики опровергли версию о том, что выброс радиоактивного изотопа рутения-106 произошел на территории России. По мнению специалистов, как раз в Европе мог произойти инцидент, связанный с медицинским использованием этого изотопа.

Дело в том, что рутений-106 (Ru-106) вырабатывается с помощью ускорителей заряженных частиц — циклотронов — и используется в медицине, в частности, при лечении онкологических заболеваний глаз. Кроме того его могут применять в качестве эталонного источника при проверке приборов радиационного контроля.

Напомним, что немецкое Федеральное ведомство по радиационной защите 29 сентября — 3 октября обнаружило в пробах воздуха на территории Европы, в частности Австрии и Германии, следы радиоактивного рутения-106. Концентрация была безопасной для населения, однако поводы для беспокойства, безусловно, были. Ведомство предположило, что источник находится в России, на Южном Урале, при этом эксперты не уточнили, на основании чего сделаны подобные выводы. Российские лаборатории в регионах заявили, что не фиксировали в последнее время в воздухе содержания рутения-106.

Позже госкорпорация «Росатом» официально заявила, что радиационная обстановка вокруг всех объектов атомной отрасли РФ в пределах нормы и соответствует естественному радиационному фону, и что версия о российском происхождении загрязнения не имеет под собой почвы. Более того, «Росатом» привел данные, полученные из системы радиационного мониторинга Росгидромета. Согласно им, в пробах аэрозолей в период с 25 сентября по 7 октября на территории нашей страны, в том числе и на Южном Урале, Ru-106 не был обнаружен. Единственное, ничтожные концентрации Ru-106 нашли в районе Санкт-Петербурга. Они составляли 115,4 микробеккереля на кубический метр, что в десятки тысяч раз ниже допустимой концентрации. Для сравнения, на основе подтвержденных данных из стран Европы, получаемых МАГАТЭ, в этот же период времени концентрация Ru-106 в Румынии составляла 145 тысяч микробеккерелей на кубический метр, в Италии — 54,3 тысячи микробеккерелей на кубический метр, на Украине — 40 тысяч микробеккерелей на кубический метр.

По словам основателя и президента французской общественной организации «Экология и атомная энергетика» Бруно Комби, «наличие рутения-106 искусственного происхождения в атмосфере нескольких европейских стран с конца сентября активно упоминается в средствах массовой информации. «Как это часто бывает, когда возникает тема радиации, сразу начали ходить разные слухи, в том числе о возможности ядерной аварии в России — что не является правдой», — заявил он журналистам.

МАГАТЭ выпустило официальный доклад по этому вопросу, который содержит подробную информацию об атмосферных исследованиях, проведенных и опубликованных различными странами ЕС, а также Россией и Украиной, напомнил Комби. Кроме того, он добавил, что в случае аварии на атомном объекте в воздухе было бы зафиксировано присутствие других изотопов (например, цезия-137) в радиоактивном «облаке».

«Самые высокие концентрации Ru-106 в Европе были измерены в Румынии. Поэтому, вероятно, источник необходимо искать именно там или поблизости, в соседней стране, на «наветренной» стороне. При этом априори речь идет не об аварии на АЭС, а, скорее, об источнике рутения-106 медицинского происхождения», — добавил Комби.

Солидарен с Бруно Комби и латвийский физик Борис Марцинкевич, главный редактор аналитического онлайн-журнал «Геоэнергетика.ру»: «Как и следовало ожидать, МАГАТЭ не подтвердило версию немецкого ведомства, иного и не могло быть. Версия немецких «специалистов» может быть реализована только одним способом: рутений-106 немедленно после своей «утечки на Южном Урале» стартует вертикально вверх в космическое пространство, а после того, как планета Земля повернется на необходимое количество градусов, не менее стремительно пикирует на территорию Европы. Только в этом случае версия о том, что «уральский рутений-106» не зафиксирован на территории России, которую он миновал для того, чтобы переполошить всю Европу, имеет право на существование».