16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.49 / ₽ 8245
  • RTS1178.69
24 ноября 2009, 06:58 СМИ

В Китае вырастили своего «Ларри Кинга»

Лента новостей

Власти КНР вливают миллиарды долларов в глобальную информационную кампанию, чтобы улучшить восприятие страны остальным миром. Возможно, совсем скоро китайское телевидение, где уже есть свой «Ларри Кинг», будут смотреть везде

Китайское правительство не жалеет миллиарды долларов на то, чтобы улучшить имидж страны. Фото: AFP
Китайское правительство не жалеет миллиарды долларов на то, чтобы улучшить имидж страны. Фото: AFP

Янг Люй (Yang Rui), «китайский ответ» Ларри Кингу, одет во время своего шоу Dialogue в пиджак — в отличие от американского прототипа, которого зрители CNN наблюдают в подтяжках вот уже много лет. Слава китайского телеведущего пока не успела распространиться на весь мир, как слава Кинга, но Янг проделал огромный путь. Китайские власти хотят с помощью таких, как он, преодолеть господство западных телеканалов и влиять на общественное мнение через собственные СМИ.

Рано утром в пекинском телевизионном центре звезда CCTV-9, англоязычного канала, контролируемого китайским правительством, Янг Люй встретился с корреспондентом газеты Spigel Online для того, чтобы рассказать о своей миссии.

Янг рассказал, что хочет, чтобы престиж Китая повысился в глазах всего мира. «В мире так сложилось, что все постоянно критикуют Китай, но в первую очередь, конечно, западные СМИ, которые просто одержимы сенсациями. Западные журналисты предпочитают слушать сепаратистов, которые противостоят Пекину, вместо того, чтобы объективно и сбалансировано показывать достижения китайского коммунистического руководства», — жалуется Люй.

Он разговаривает в очень непринужденной и дружественной манере – английский язык Люй выучил в Великобритании, еще будучи студентом. Здесь, вне студийных стен, он держится как джентльмен, не прибегая к неприятному сухому тону, которым часто пользуются представители правительственной прессы.

Битва за мировое общественное мнение

Янг — олицетворение новых китайских амбиций. Будучи ведущей страной региона, Китай хочет также быть одним из главных игроков в СМИ, в первую очередь для поддержания собственного имиджа. В прошлом году, после восстания в Тибете, Пекин наконец понял, что невозможно сохранять контроль над огромной империей только при помощи тактик из арсенала полицейского государства. Поэтому руководство страны решило, что Китаю просто необходимо заявить о себе во «внешнем мире», и лучше всего это сделать при помощи контролируемого властями пула средств массовой информации.

Пекин решил бороться за общественное мнение в трех направлениях. Во-первых, Интернет, который жестко контролируется изнутри, будет использоваться для вещания CCTV-9 по всему миру. Во-вторых, для укрепления репутации Китая в остальном мире будет издаваться новая партийная газета на английском языке. И последнее направление — это развитие и приобретение телевизионных сетей во всем мире.

Несколько телевизионных сетей уже конкурируют между собой в том, чтобы быстро сообщать патриотические новости Китая мировому сообществу. Новостное агентство «Синьхуа» (Xinhua), аккредитованное при правительстве, предоставляет новости на английском языке 50 иностранным новостным агентствам, таким как Reuters и CNN.

Этим летом, чуть раньше, чем планировалось, CCTV запустило в 22 двух странах сеть на арабском языке, с потенциальной аудиторией в 300 миллионов зрителей. Проект был запущен для того, чтобы найти поддержку среди мусульман, после беспорядков в Синьцзяне (Xinjiang), где жестоко угнетались уйгурские мусульмане.

В сентябре в сети государственного вещания появился и русский канал CCTV-R, на котором работают более 100 китайских и около 20 иностранных работников. Уже существуют программы на испанском и французском языках, также разрабатывается сеть на португальском языке. К концу 2011 году медиагигант запустит 10 телевизионных каналов по всему миру, включая его собственный новостной англоязычный канал.

Под личным руководством товарища Ху

Нет, конечно, ничего удивительного в том, что Пекин генерирует новые амбициозные планы, но информационная сеть, которую решил раскинуть Китай, плетется не без личного участия генерального секретаря ЦК Компартии Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao). В прошлом году, на праздновании 60-летнего юбилея партии, Ху Цзиньтао в интервью газете People's Daily выразил сожаление о том, что в глазах мировой общественности Запад силен, а Китай слаб. Тогда он предсказывал, что это изменится. «Битвы на новостном поле будут все более серьезные и ожесточенные», — сказал китайский лидер.

В этой пропагандистской войне Китай обладает несомненным преимуществом перед западной медиаиндустрией, пострадавшей от кризиса: казна коммунистического правительства полна. Пекин планирует влить около 6,5 млрд долларов в свою глобальную кампанию по завоеванию общественного мнения.

Кроме того, несмотря на рецессию, рекламные доходы довольно быстро растут. Гигантская сеть CCTV только в первом квартале 2009 года заработала на рекламе более 350 млн евро. Конечно, пока это несопоставимо с западными рекламными доходами, но эта на 19% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

Правда, стоит отметить, что, несмотря на деньги, Китай сталкивается с некоторыми проблемами. Один из главных недостатков его телевидения — это незнание вкусов западной аудитории, но даже он меркнет по сравнению с тем, что китайские государственные СМИ зачастую сообщают совершенно неправдоподобные вещи.

Единственным заметным исключением был Caijing — экономический журнал, который постоянно испытывал на прочность предел правительственного долготерпения, разоблачая коррупционные преступления в деловом мире. Однако на прошлой неделе основатель журнала и его главный редактор Ху Шули (Hu Shuli) выбросил белый флаг после изнурительной внутриредакционной борьбы.

Пекин ожидает преданности от своих представителей средств массовой информации в большей степени, чем выдающихся журналистских навыков.

«Мы должны укрепить роль партии в радиовещании, кино и телевидении», — говорит директор государственной администрации кино-, теле- и радиовещания Вань Тайхуа (Wang Taihua). Когда CNN или BBC транслирую сюжеты, в которых критикуется Китай, Пекин просто выключает вещание по всей стране.

Даже китайцы часто высмеивают правительственную CCTV за грубую пропаганду. Выпуск вечерних новостей выглядит примерно так: два закостеневших ведущих в течение нескольких минут зачитывают партийные постановления. Во время вечерних новостей не бывает рекламы, но передача прерывается дважды: сначала для демонстрации лиц «героев времени», то есть партийного руководства, а затем для лучшего запоминания — «героями и образцами подражания для народа».

Скорее всего, партийное руководство даст чуть больше свободы каналам на других языках. Янг Люй с гордостью рассказывает, как он приглашал двух американских профессоров к себе на прямой эфир, где выступали против смертной казни. С учетом конъюнктуры китайского телевидения ведущий проявил невероятное мужество. И все же он все еще очень далек от журналистики, которая предоставляет общественности объективную информацию.

Частный капитал всегда поможет

Более всего руководство Китая хочет, чтобы нация была признана успешной. Именно с этой целью Пекин устроил великолепное шоу, предназначенное для зрителей со всего мира, на открытии Олимпийских игр в 2008 году. Теперь китайские власти пытаются привлечь как можно больше западных специалистов в PR и СМИ, чтобы представлять страну на мировой арене.

5CTV – один из примеров такого сотрудничества. Эта телевизионная сеть была основана в 2008 году китайским правительством и американскими инвесторами. На вечеринке, посвященной запуску телеканала, исполнительный директор Уильям М. Кэмпбелл (William M. Campbell) заявил, что цель канала — «показать Китай миру и мир Китаю».

Стоит отметить, что завоевание аудитории США второстепенно для китайских стратегов. В этом плане гораздо более важным регионом является Ближний Восток. «Китай зависит от стран — поставщиков сырья, кроме того, нуждается в союзниках в ООН», — объясняет Янг Люй.

Пекин понимает, что рискует оттолкнуть от себя арабских мусульман своим жестоким обращением с мусульманами-уйгурами. «Аль-Каида» даже угрожала китайским властям ответным нападением. В результате страна всеми силами пытается убедить арабских зрителей, что их политика в отношении меньшинств нормальна.

В одной из передач китайские ведущие на арабском рассказывают о давних дружественных отношениях между Китаем и арабским миром, например о «Шелковом пути». Эта дружба подкрепляется еще и действиями частных предпринимателей, таких как Вань Вайшень (Wang Weisheng). Три года назад бизнесмен приобрел развлекательную телевизионную сеть в Дубае, а затем добавил к ним экономический канал Arab Asia Business TV (AABTV). На этом канале на двух языках транслируются новости китайской экономики для арабских бизнесменов. В дальнейшем бизнемен планирует расширять сеть каналов в Европе и Индии

В конце концов, вероятно, такие точечные атаки помогут Китаю завоевать мировое информационное пространство. «Когда США хотят отдалить нашу страну от прогресса, они мобилизуют свои частные неправительственные организации для того, чтобы критиковать нас в вопросах прав человека и демократии. Так почему же наши частные предприниматели не могут выступать от имени Китая?» — спрашивает Янг Люй.

Янг гордится достижениями своей страны и четко помнит, почему он решил стать журналистом 26 лет назад. Он учился в Шанхае, когда представитель администрации кино-, теле- и радиовещания пришла в университет искать таланты. «Тогда на встрече она сказала нам, что во всем мире люди, когда слышат о Китае, представляют себе людей с длинными волосами и в обмотках». Янг был шокирован.

Теперь он сам представляет Китай иностранцам, хотя, конечно, понимает, что никогда в полной мере не сможет добиться такого же успеха как Ларри Кинг. «На каждую свою передачу он может заполучить звездного гостя. Он ведь всех их знает», — говорит Янг Люй. Кроме того, напоследок шутит он, у США есть еще одно преимущество, с которым невозможно соревноваться, — там есть Голливуд.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию