16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.75 / ₽ 7979
  • RTS1129.50
21 ноября 2017, 20:57 ПолитикаКонфликты

«Назло США запретить рекламу в соцсетях». Чем обернется инициатива Госдумы?

Лента новостей

В Госдуме рассматривают возможность финансово наказать западные соцсети за фактическую цензуру в отношении новостных ресурсов RT и Sputnik в США

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 9:26

Зампред Госдумы Петр Толстой не исключил законодательного запрета российским компаниям размещать рекламу в Facebook, Twitter и Instagram. Такая инициатива может быть рассмотрена российским парламентом.

Данная мера должна финансово наказать западные соцсети за возможную цензуру в отношении новостных ресурсов RT и Sputnik в США, а также за массовую блокировку российских аккаунтов из-за подозрений во влиянии на американские выборы. Эксперты считают этот ответный шаг абсурдным и малоэффективным — в духе высказывания «назло бабушке отморожу уши».

По заявлению Петра Толстого, Google за год зарабатывает в России 34 млрд долларов. Чиновник полагает, что перекрытие западным соцсетям рекламного финансового потока может чувствительно сказаться на их бизнесе в России.

Действительно, львиная доля доходов Google — это размещение рекламных роликов в YouTube. Для рекламодателей это дешевле, чем на телевидении, а эффективность та же, ведь YouTube занимает четверть всего видеорынка России по посещаемости и забирает 20% рекламной выручки от всего отечественного видеоинтернета, отмечает исполнительный директор и сооснователь GetShopTV Шариф Кармо:

Шариф Кармо исполнительный директор и сооснователь GetShopTV «Пострадают, в принципе, все, в частности российские рекламодатели, которые очень любят YouTube по причине его очень хороших показателей эффективности как рекламной площадки. Это связано с тем, что там большое количество данных о пользователях, поэтому можно очень гибко настраивать социально-демографические таргетинги. И аналогов технологических и с такой же посещаемостью в России и близко нет».

Что касается соцсетей, то тут ситуация с рекламой принципиально иная. Крупные компании в ней практически не участвуют, продвижением в соцсетях занимается в основном микробизнес, это премиальный и околопремиальный хендмейд, услуги, сувениры.

И ощутимого урона от запрета прямой рекламы, например в Instagram, рекламодатели не понесут. Во-первых, потому, что, кроме официальных объявлений, гораздо эффективнее действует система ссылок, тегов и перекрестных рекомендаций пользователей. Во-вторых, популярна скрытая реклама через аккаунты известных блогеров.

Анна Пичугина совладелица магазина одежды Hearts of four «Я думаю, что речь идет об официальной рекламе, об Instagram. Могу сказать, что от нее, если честно, отдача так себе. В любом случае самые эффективные методы рекламы — это кросс-промо, когда делаются взаимные посты друг у друга каких-то популярных блогеров. Сейчас же сделали умную ленту в Instagram: чем больше у тебя активности на странице, чем больше комментариев либо лайков, то повышается охват аудитории и, соответственно, просмотры. Поэтому только на этом можно строить себе отличный маркетинговый план и политику».

Сами соцсети тоже не заметят ущерба от думского запрета. На фоне их общемировой выручки российская сумма несущественна, полагает Федор Вирин, эксперт по интернет-исследованиям:

Федор Вирин эксперт по интернет-исследованиям «У нас есть очень яркий пример такого действия, произошедший только что в Украине, которая запретила российским интернет-компаниям работать на ее территории. Это привело к тому, что российские интернет-компании, такие как Mail, «Яндекс», «ВКонтакте», закрыли свои офисы. Тысячи людей в Украине потеряли работу. А на доходах российских интернет-компаний это практически не отразилось, а украинские потребители как использовали российские ресурсы, так и используют их через бесконечное количество прокси-серверов или просто напрямую. Получим то же самое в России очень быстро. Нам это надо?»

Конечно, мера, предложенная российскими законодателями, отнюдь не зеркальна действиям американцев. В ответ на политическую цензуру заокеанских коллег третировать собственный бизнес не слишком логично.

Но все же вероятность того, что депутаты одобрят свой запрет и попытаются его реализовать, невелика. Правда, не из-за здравого смысла, а из-за технической сложности воплощения идеи.

Никита Степнов управляющий партнер коммуникационного агентства «Со-общение» «Facebook, например, не имеет офиса в России и все платежи, связанные с рекламой, проводит, если это большие рекламодатели, через европейские офисы WorldWide-агентств, а если это маленькие рекламодатели, то просто через кредитные карты. Заблокировать эти платежи, в принципе, теоретически возможно, однако нереально сложно, потому что это потребует вмешательства в работу процессинга Visa. Я, честно говоря, не очень верю, что государство, которое за пять лет не смогло firewall построить, сможет вмешаться в финансовые потоки таким образом, не сломать все и добиться своих целей».

Но даже если чиновники заблокируют платежи в адрес Facebook, существует масса европейских и американских маленьких рекламных агентств, которые будут принимать платежи от клиентов и переводить их адресату, добавляет эксперт. И с принятием запрета таких посредников появится сотни.

Как подчеркнул Толстой, все это — пока только идея и размышления над возможными ответными действиями. Не будет американских мер — не будет и российских.

Google, Twitter, Facebook и Instagram могут заставить зарегистрироваться как иностранных агентов. Как сообщил РИА Новостям источник в Совете Федерации, тех, кто откажется, накажут блокировкой сайта или передающего сигнала.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию