16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
10 декабря 2017, 10:38 ФинансыРынки

Алиханов: «С точки зрения нагрузки на бизнес ничего выгоднее Калининградской области нет»

Лента новостей

Самый молодой губернатор России в эфире Business FM рассказал о перспективах развития особой экономической зоны в Калининградской области. По его словам, инвесторы выстраиваются в очередь

Антон Алиханов.
Антон Алиханов. Фото: Виталий Невар/ТАСС

Владимир Путин подписал поправки в закон об особой экономической зоне в Калининградской области. Что изменится после вступления поправок в силу? Об этом в интервью Business FM рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов. С ним беседовал обозреватель Business FM Михаил Задорожный.

С 1 января следующего года вступает в силу новый закон об особой экономической зоне в Калининградской области. Там же эта особая экономическая зона существует уже не первый год, что поменяется?
Антон Алиханов: Да, действительно. Первая итерация — эта особая экономическая зона еще в 1996 году начинала свою работу, последняя итерация в 2006 году, и сейчас у нас третья итерация. То есть мы не говорим, что это полностью новый закон, это некий апгрейд, обновление, доведение нашей особой экономической зоны до самых лучших практик, которые существуют в России, то есть это снижение почти в четыре раза страховых платежей в страховые фонды, в Пенсионный фонд и так далее по примеру территорий опережающего развития, нулевые ставки налогов на имущество, на прибыль. Причем мы удлинили эти льготные сроки, сделали по схеме «3+6+6», то есть практически 15 лет можно не платить эти налоги, и это тоже такой существенный плюс. Электронные визы сделали по примеру порта Владивосток и много всего другого. Например, освобождение от уплаты утилизационного сбора для сельхозтехники или других видов строительно-дорожной техники и так далее. Считали сейчас, сравнивали себя с другими особыми экономическими зонами, индустриальными парками, где какие преференции есть, и по уровню фискальной нагрузки, и по условиям входа, получения этих льгот мы самые выгодные после этих поправок, то есть ничего выгоднее с точки зрения нагрузки на бизнес в России нет, это действительно Калининградская область.
До 1 января уже немного осталось. Вот прямо 1 января инвесторы выстроятся в очередь?
Антон Алиханов: Мы сейчас небольшую презентацию проводили. Например, для немецкого бизнеса, причем малого и среднего, потому что они достаточно активно ищут возможности для инвестирования за рубежом. Был огромный интерес, было больше 250 человек в здании торгпредства, мы просто не помещались, стояла очередь из немецких бизнесменов, которые хотели попасть в российское торгпредство на эту презентацию. Я общаюсь с очень большим количеством бизнесменов, которые уже присутствуют в Калининградской области. И они, когда поверили, что вот эти поправки в закон станут реальностью, они честно сказали: «Антон Андреевич, мы приостанавливаем инвестиции до момента, пока закон не вступит в силу, потому что действительно те условия, которые вы будете предлагать 1 января, они намного более интересны, чем то, что действовало до этого. Так что я не сомневаюсь, что у нас начнется новый такой инвестиционный цикл. Более того, у нас были не так давно (порядка полутора лет назад) поправки, которые снизили порог инвестирования, чтобы получить все эти льготы — это всего 50 млн рублей. И после этих поправок у нас был год, когда 26 новых резидентов появилось, это одна из лучших цифр с момента начала функционирования особой экономической зоны. А сейчас для некоторых видов бизнеса мы еще больше снижаем этот порог. Для IT-бизнеса это всего миллион рублей, который нужно вложить в течение трех лет в основные фонды, чтобы получить все эти льготы, которые действуют в особой зоне в Калининграде.
Те, кто выстраивались в очередь, с чем хотят прийти?
Антон Алиханов: Это совершенно разные виды бизнеса. Некоторые инвесторы хотят открывать call-центры какие-то, то есть аутсорсинг, есть некоторые немецкие предприниматели, которые считают себестоимость производства, условно, металлообработки, производства каких-то изделий для автомобильной промышленности. Себестоимость производства в Калининградской области по сравнению с Германией различается минимум в два раза, мы минимум в два раза дешевле можем у себя произвести какую-то продукцию.

Если мы говорим о Калининградской области, то там же не только производство, экономика региона — это еще и туризм. И с учетом того, что еще в следующем году у нас чемпионат мира, давайте тогда поговорим о туристических перспективах.

Антон Алиханов: У нас в 2016 году по сравнению с 2015 годом турпоток вырос на 30%. Понятно, там были объективные вещи: закрытие турецкого рынка, много других. В этом году рост уже не такой огромный — в коридоре между 5% и 7,5% мы прогнозируем рост по потоку. В основном это наши, российские туристы, соотношение где-то 87 на 13, если в процентах, то есть 87% — российские туристы, 13% — это иностранцы. Как раз тот чемпионат мира, о котором мы все говорим, мы его очень ждем, огромное количество ресурсов затрачено на подготовку. Это и строительство нового терминала аэропорта, и удлинение взлетно-посадочной полосы, новые дороги. Мы привели в порядок город. Появлась новая территория вокруг острова и вокруг стадиона, то есть это действительно проект, который останется, наверно, в веках для города, для области. Мы надеемся на тот опыт, который был у тех же поляков, когда они проводили «Евро». У них, насколько я помню, играли в Гданьске (недалеко от нас, от Калининграда, находится) испанцы, и несколько лет после чемпионата были волны туризма испанцев, то есть они рассказывали во время чемпионата, посетив Гданьск, что вот такие волны приезжали. Мы надеемся на то, что к нам тоже попадут команды, которые смогут нам обеспечить туризм такой уже после чемпионата мира.
Еще про туризм. Все-таки хочется понять, в абсолютном выражении это сколько? Потому что все мы знаем, что, когда Крым воссоединился с Россией, там на пике было за летний сезон — я сейчас боюсь соврать — по-моему, около четырех миллионов туристов.
Антон Алиханов: У нас не так тепло, даже летом, как в Крыму, но тем не менее сейчас мы приближаемся к цифре 1,4 миллиона, будем расти и дальше. Сейчас для нас очень важно, что у нас появляется новая туристическая инфраструктура, новые отели, в том числе подготовка к чемпионату мира, несколько проектов у нас, которые восстанавливают наши исторические здания, наши форты, есть что посмотреть. И не только это, но мероприятия очень громкие: это «Калининград-сити джаз», фестиваль «Короче», «Балтийские дебюты», «Балтийские сезоны», то есть событийный туризм тоже для нас является такой фишкой. И стрит-фуд движение очень активно развивается, и мы видим большие перспективы. Долю в валовом региональном продукте, конечно, тяжело посчитать, потому что методы статистики здесь немножко прихрамывают пока, но видим большой потенциал, и он до конца пока не раскрыт.
Туристы ведь добираются до Калининграда в основном на самолетах?
Антон Алиханов: Да.
Я интереса ради посмотрел цены на билеты, понятно, что это не показатели, потому что они могут меняться. Допустим, середина января, вот «Скайсканнер» — стоимость одного билета из Москвы до Калининграда — 6900 в одну сторону, и в середине февраля там немного дешевле. Все-таки как вы считаете, этот уровень цен нормальный или нет?
Антон Алиханов: Вопрос этот, кстати, поднимался, когда президент у нас был 16 августа, и он дал поручение об отмене НДС на те билеты, которые либо из, либо в Калининград. И я думаю, что здесь небольшое, но снижение все-таки будет за счет этого. Закон, я так понимаю, будет подписан, в ближайшее время точно заработает, уже с 1 января. Ну а что касается их стоимости, то, конечно, для нас это такой больной вопрос, но у нас остается программа субсидирования авиабилетов. Конечно, денег не всегда хватает, но тем не менее это серьезный объем поддержки. Вообще, самое главное — это реконструкция аэропорта и расширение взлетно-посадочной полосы. Просто усиление конкуренции, когда у тебя не две-три компании, которые возят, а когда их больше. И мы в этом смысле надеемся, что пятая свобода неба, которая у нас есть в нашем аэропорту, что она будет работать в том числе и на то, чтобы приходили иностранные компании. Кстати, они начали сейчас возвращаться, те же поляки начали рейсы в Варшаву, мы возобновили и рейсы через компанию «Руслайн» в Берлин и в Прагу, очень серьезно расширилась сетка перелетов по России, поэтому мы надеемся, что все эти меры в совокупности, о которых я сказал, они все-таки сработают на снижение цены.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию