16+
Четверг, 19 апреля 2018
  • BRENT $ 74.36 / ₽ 4533
  • RTS1159.94
22 декабря 2017, 12:30 Компании

Зеркало экономики: о чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге?

Лента новостей

Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Рост грузоперевозок по российской сети железных дорог с января по ноябрь включительно — составил 3%. Рост грузооборота превысил 6%. И уже можно с уверенностью говорить, что по итогам года перевозчик выйдет на рекордный показатель по грузообороту за 25 лет. Безусловный лидер среди грузов — это уголь, который прибавил 9%. Почему растут перевозки «черного надежного золота»?

Владимир Савчук заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий «Можно с уверенностью говорить, что у нас за 11 месяцев идет серьезное увеличение объема перевозок. Примерно + 2,5-3%, это достаточно существенный для железных дорог годовой рост. Если говорить о грузообороте, то это примерно 6% превышения грузооборота 17 года над 16 годом. Лидеры у нас пока не меняются, самый массовый груз — это уголь. Можно прогнозировать, что по результатам 17 года будет прирост 9%. При этом необходимо отметить, что во внутреннем сообщении у нас уголь прирастал незначительно. А вот на экспорт рост объема перевозок более, чем 18%. Этому способствует и то, что у нас экономическая конъюнктура улучшается. Российский рубль — соотношение к доллару благоприятствует экспорту. Также у нас основные экспортные рынки, в частности Китай, наращивают импорт угля. Соответственно, этот импорт закрывается качественным российским углем».

По словам эксперта, впервые экспортные перевозки каменного угля превысили перевозки внутренние. Уголь всегда был одним из российских экспортных товаров, а основные поставки идут по железной дороге. А вот недавняя статистика таможни — за 10 месяцев экспорт каменного угля в денежном выражении вырос почти на 60%, достигнув почти 10 миллиардов долларов. Все это уже сказывается и еще будет сказываться на экономике регионов, где добывают уголь, в первую очередь это, конечно, Кузбасс. Идем дальше. Среди других лидеров по итогам 11 месяцев — перевозки зерна и удобрений. Здесь не нужно быть большим специалистом, чтобы понять причины: в России снова рекордный урожай зерна. Рост сельского хозяйства отражается на производстве удобрений, констатирует наш аналитик.

«По нашим оценкам по результатам 17 года, прирост будет 7% этого показателя. Тоже достаточно серьезный прирост. Этому способствует ряд факторов. Прирост химических и минеральных удобрений во внутреннем сообщении увеличивается и на экспорт увеличивается. У нас сельское хозяйство постепенно увеличивает объемы, соответственно потребность на внутреннем рынке увеличивается. Экспортные перевозки возрастают, исходя из той экономической конъюнктуры, которая складывается на этом рынке. Если говорить о прогнозе на 18 год, то по химическим и минеральным удобрениям мы прогнозируем прирост на 3,5-4% по отношению к 17 году, тоже будет достаточно хорошая, устойчивая динамика».

Рассказав о лидерах, посвятим несколько слов аутсайдерам. Весь год мы замечали падение перевозок строительных грузов. И по итогам 11 месяцев снижение составило минус 6,8%. Связано это с конкуренцией со строительными грузами из республик бывшего СССР, а также с общим охлаждением экономики, которое началось 3 года назад. Но вот, что важно. К концу года падение перевозок стройгрузов замедлилось. А цемент, впервые с января, вышел в плюс, показав рост в 2 десятые процента. Немного. Но вполне вероятно, это станет заделом для следующего года. Не самые лучшие показатели у перевозок по железной дороге нефти и нефтепродуктов. Впрочем, и здесь можно предполагать улучшение в 2018-м.

«Перевозки нефти и нефтепродуктов находятся на стабильном уровне. В 17 году мы прогнозируем небольшое снижение к 2016 году. Примерно снизится на 1,3% объем перевозок. Это связано прежде всего с тем, что у нас обостряется конкуренция с трубопроводным транспортом. Часть нефти и нефтепродуктов по объективным показателям переходит в трубу. Соответственно, это снижает объем перевозок. Тем не менее, железнодорожники пытаются предлагать конкурентные условия этому виду груза. Предоставляют 20-процентные экспортные скидки на перевозку дизтоплива, мазута. И стоит задача максимально снизить отток этого груза с железной дороги. Железнодорожники заинтересованы в этом грузе, поскольку он является высокомаржинальным для железной дороги, приносит доход в 3-4 раза больше массовых сырьевых грузов, поэтому железнодорожники так внимательно относятся к этому грузу».

Еще одна тенденция, которая была особенно заметна в этом году — это рост контейнерных перевозок. Причем, по всем направлениям — транзитные, экспортные, импортные и внутренние. Только за 10 месяцев года рост превысил показатели всего 2016-го. Тенденция сохранилась и в ноябре. Почему так важны именно контейнерные перевозки? Потому что на сегодняшний день это самый современный и качественный способ доставить груз в сохранности. Лучшего на данный момент инженеры не придумали. О показателях по итогам 11 месяцев продолжает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.

«Еще один груз, который также радует железнодорожников — это перевозки в контейнерах. Там за 11 месяцев общий прирост перевозок составил почти четверть — 24%. При этом надо отметить, что транзитные перевозки выросли на 67%, экспортные перевозки выросли на 17%, импортные на 47%. Эта номенклатура грузов на железной дороге растет, в том числе, благодаря определенной политике железнодорожников, направленной на привлечение контейнерных грузов на железную дорогу».

Какой вывод можно сделать по итогам уходящего года? В первую очередь стоит отметить, что перевозчик, то есть РЖД, полностью справляется с теми объемами грузов, которые предъявляют отправители. Упомянем и о недавнем обращении к железнодорожникам президента, который отметил повышение эффективности российских железных дорог и роста производительности труда. И, в финале, еще раз упомянем о главной цифре. Рост грузоперевозок за 11 месяцев составил 3%, так что и по итогам всего года тоже стоит ожидать очень хороших показателей. Для сравнения, за 2016-й рост составил около 1%. Что ж, окончательные итоги подведем в январе, когда придет статистика за декабрь. Заглянем в Зеркало экономики через месяц.

Рекомендуем:

  • Фотоистории