16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.07 / ₽ 8287
  • RTS1160.14
20 декабря 2017, 17:02 Право

Адвокат экс-главы НПО «Космос»: сопротивление экстрадиции не всегда обосновано

Лента новостей

Задержанный в Варшаве экс-глава НПО «Космос» Андрей Черняков возможно и не будет возражать против выдачи России. Его защита полагает, что уголовное дело в России может закончиться для него довольно хорошим исходом

Руслан Коблев.
Руслан Коблев. Фото: из личного архива

В Польше задержан один из крупнейших российских транспортных строителей экс-глава НПО «Космос» Андрей Черняков. Больше двух лет он находился в розыске по линии Интерпола в рамках дела о хищении 432 млн рублей, выделенных в качестве кредита Банком Москвы его организации на строительство Алабяно-Балтийского тоннеля. В интервью Business FM его адвокат Руслан Коблев заявил, что, возможно, его подзащитный и не будет противиться экстрадиции в Россию.

По мнению адвоката, дело его клиента сильно напоминает громкое дело Сергея Полонского. Действия последнего Пресненский суд столицы ранее трактовал как мошенничество в сфере предпринимательской деятельности и освободил от наказания за истечениям срока давности.

Экс-глава НПО «Космос» Андрей Черняков был задержан в минувшую субботу, 16 декабря в аэропорту Варшавы, откуда он собирался вылететь в Киев. В России в отношении него расследуется два уголовных дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159УК РФ). Основное расследует Следственная часть УВД по Центральному округу столицы.

По версии следствия, весной 2011 года Банк Москвы выделил НПО «Космос» кредитные средства, перечислив в общей сложности 11,55 млрд рублей. Деньги планировалось потратить на строительство Алабяно-Балтийского тоннеля в Москве под Ленинградкой. Однако кредит не был возвращен, и по меньшей мере 432,6 млн рублей были похищены.

27 июля 2015 года Таганский суд Москвы санкционировал заочный арест предпринимателя, после чего фамилию объявленного в международный розыск бизнесмена включили в базу данных Интерпола. В течение двух лет Банк Москвы через российские и зарубежные суды пытался вернуть вложенные средства.

В октябре суд Лондона обязал Чернякова выплатить 195,236 млн фунтов во исполнение решения Мещанского суда Москвы, который взыскал с Чернякова как поручителя долг перед кредитным учреждением. К тому времени истцу удалось добиться ареста имущества предпринимателя, которым он владел в Великобритании и Италии. Так, во Флоренции под арест попала усадьба с теннисными кортами и домами для прислуги стоимостью 49,8 млн евро. Сам бизнесмен после отъезда из России проживал в Англии и Германии.

Ваш подзащитный задержан или арестован в Польше?

Руслан Коблев: Он пока задержан, помещен в следственный изолятор, и в Россию направлено уведомление. Мы связались с польским адвокатом и ждем возможности организации свидания с нашим подзащитным, чтобы вместе с польским адвокатом определять тактику по данному делу.

Защита собирается остановить выдачу Чернякова России?

Руслан Коблев: Мы вообще не можем так рассуждать, потому что после свидания с ним может выясниться, что он и не против быть выданным. Он обвинение оспаривает и говорит: «Оно же легко опровергаемо». Адвокаты согласны с позицией клиента. Если он скажет: что «мы не сопротивляемся», то мы обратимся в польские правоохранительные органы и скажем, что мы не оспариваем экстрадицию.

Но раз до настоящего времени Черняков не вернулся в Россию, это разве не свидетельствует о том, что он скрывался и не хотел возвращаться?

Руслан Коблев: Как он мог скрываться, если он выехал (за рубеж) за год до возбуждения уголовного дела? Все сотрудники банка с ним встречались в Германии, где он проживает и имеет вид на жительство, полученный более десяти лет назад. Он спокойно, легально проживал у себя в Германии и Великобритании также.

Как вы можете прокомментировать его передвижения из Германии в Польшу? Писали, что он собрался лететь на Украину, куда решил перебраться, так как Украина России сейчас никого не выдает...

Руслан Коблев: У нас нет такой информации. Конечно, эти передвижения без нас происходили.

То есть достоверно неизвестно, собирался ли он перебраться на Украину?

Руслан Коблев: Зачем ему перебираться на Украину, если у него вид на жительство в Германии? Он мог просто лететь туда по каким-то делам. Он сейчас там начал организовывать новый бизнес, поэтому у него могли быть деловые поездки туда. Насколько я знаю, новый бизнес, так или иначе, связан с его предыдущим бизнесом в сфере строительства.

В России в отношении Чернякова расследуются два уголовных дела. Второе ведет УВД по Одинцовскому району Подмосковья, его обвиняют в хищении около 39 млн рублей…

Руслан Коблев: В Одинцово он не за государственные деньги, а за свой счет НПО «Космос» построил Академию дзюдо в Звенигороде, фактически подарил государству. Он потратил на строительство миллиард рублей, а его обвинили в том, что он за 28 млн рублей не построил подстанцию для электропитания этого комплекса, на что допрошенные по делу сотрудники НПО «Космос» объяснили, что это администрация города не выполнила свои обещания и не подвела электричество к подстанции. Поэтому очень глупо было строить подстанцию, к которой не подведена электроэнергия. Чтобы запитать Дворец спорта, где находится академия, ему пришлось потратить еще 40 млн рублей для того, чтобы поставить дизель-генератор и подключить электричество к зданию, чтобы оно не замерзло за зиму. Еще раз подчеркну, что здание построено фактически за счет средств самого Чернякова.

А что касается основного уголовного дела? Вы не могли бы прокомментировать его?

Руслан Коблев: Это копия дела Сергея Полонского (Чернякова обвиняют в том, что он вместо того, чтобы вложить все кредитные деньги в строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, часть направил на другие проекты, в том числе строительство Академии дзюдо в Звенигороде. Бывшего главу Mirax Group обвиняли в том, что он, собрав деньги с дольщиков «Кутузовской мили», направил часть средств на строительство другого своего объекта — башни «Федерация» в «Москва-Сити», а дольщики не получили жилье — Business FM). Даже, если бы деньги, действительно, были похищены, то его действия должны были квалифицировать по декриминализованной статье 159.4 УК (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). Она действовала до признания ее незаконной Конституционным судом. В этой статье говорится о мошенничестве при неисполнении договорных обязательств. Он же получил деньги по договору на строительство Алабяно-Балтийского тоннеля и, в том числе, по требованию правительства Москвы, которое в тот момент не могло финансировать стройку. Так что это чистейшая предпринимательская деятельность. Состав, который ему вменяют, должен быть переквалифирован. Поэтому Чернякову может быть и нет смысла долго сражаться с экстрадицией. Мы, конечно, с ним еще будем это обсуждать, он сам должен принять решение. У нас сейчас порядка 20 дел об экстрадиции из Европы, и по всем делам мы обсуждаем с клиентом позицию последствия выдачи. Сопротивление экстрадиции не всегда обосновано. Поэтому, чтобы определить позицию, мы ждем свидания с Черняковым в тюрьме Варшавы.

Когда это может произойти?

Руслан Коблев: Мы рассчитывали до Нового года, но в связи с рождественскими праздниками встреча может быть перенесена на январь.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию