Реабилитация бизнеса. ЦБ предложили вывести из черных списков 1200 предпринимателей
Лента новостей
С такой идеей к регулятору обратился Сбербанк. Как можно оценить эту инициативу, может ли она помочь бизнесу?
Обновлено в 13:54
Сбербанк предложил ЦБ исключить из черных списков 1200 российских предпринимателей, у которых заблокированы счета из-за подозрений в отмывании доходов. Об этом сообщил РИА Новости старший вице-президент Сбербанка Анатолий Попов.
«Мы подали в ЦБ предложение об исключении 1200 предпринимателей из этих списков, потому что мы изучили деятельность этих предпринимателей и уверены, что она носит легальный характер», — сказал Попов.
Как можно оценить инициативу Сбербанка? Отвечает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган:
Евгений Коган управляющий директор компании «Московские партнеры» «Проблемы черных списков — это проблемы не 1200 компаний и не 12 тысяч компаний, это проблема безопасности нашей экономики, потому что получилось, как писал господин Черномырдин: хотели как лучше, а получилось как всегда. Я лично знаю примеры. Просто невероятно, когда предприятие дает банку приказ на оплату не каких-то непонятных вещей, а налогов и заработной платы для сотрудников, причем не в каких-то космических величинах, а вполне российских, я бы сказал, небольших, я ведь лично видел эти платежки, и банк по какой-то своей причине говорит: а вы знаете, мне что-то не нравится, и делает запрещение на эти транзакции, основывая свое действие на 115-м ФЗ. Я лично был удивлен такой ситуацией, я с ней столкнулся не один, не два и не три раза, и многие из моих друзей. Я думаю, что огромное количество людей сейчас столкнулись. То есть идет полнейший беспредел. Банк отказал, он автоматически уведомляет Финмониторинг. Финмониторинг автоматически направляет в ЦБ, ЦБ автоматически компанию, которой отказали, ставит в черный список — все. Но мало того, дальше здесь наступает очень интересная реакция. Ваша компания, которая ничего не знала об этом, является поставщиком этой компании, и эта компания платит вам за товары и услуги, тоже может автоматически попасть в черный список, потому что «черная компания» посылала вам «черные деньги». Бред полнейший. Поэтому, когда Сбербанк говорит о том, что он думает обелить 1200 компаний, это смешно, это как, извините, мертвому припарки».
Пока сложно судить, насколько полезной окажется эта инициатива, говорит президент компании «Интерпортфолио», руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский:
Алексей Каневский президент компании «Интерпортфолио», руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» «Конечно, много вопросов, как это будет применяться, к кому, процедура какая, но сам по себе такой заявленный акт — это очень хороший сигнал в любом случае. Я не думаю, что сейчас будет резкая тенденция на то, что банки перестанут меньше что-либо блокировать. Как бы не было наоборот, потому что обычно положительный сигнал всегда сопровождается каким-то ужесточением. И так, к сожалению, устроена система, поэтому нужно посмотреть, как это будет пущено в жизнь в ближайшее время».
Механизм обмена информацией между банками, ЦБ и Росфинмониторингом о сомнительных клиентах заработал в конце июня прошлого года, напоминает РБК. Перед стартом обмена черными списками ЦБ предупреждал, что сведения об отказе в обслуживании клиента в одном банке не обязательно должны становиться причиной для отказа от его обслуживания в другой финансовой организации. Но из-за опасений, связанных с отзывом лицензии за недостаточно эффективную борьбу с отмыванием, банки стали отказывать в обслуживании практически всем клиентам из черных списков.
При этом некоторые клиенты лишились доступа к банковским услугам по ошибке или за незначительные нарушения. Ситуация с массовыми отказами в банковском обслуживании вызвала широкий общественный резонанс. В связи с этим Банк России и Росфинмониторинг в ноябре прошлого года разработали механизм, дающий возможность банкам исключить добросовестных клиентов из черных списков.