16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
30 ноября 2009, 10:52 Макроэкономика

Швейцария сказала «нет» минаретам

Лента новостей

На референдуме в Швейцарии в минувшее воскресенье произошло неожиданное: существенное большинство швейцарских граждан, 57,5%, высказались за внесение поправки в конституцию страны, которая запретит сооружение новых минаретов

На референдуме в Швейцарии в минувшее воскресенье большинство швейцарских граждан высказались за внесение поправки в конституцию страны, которая запретит сооружение новых минаретов. Фото: AFP
На референдуме в Швейцарии в минувшее воскресенье большинство швейцарских граждан высказались за внесение поправки в конституцию страны, которая запретит сооружение новых минаретов. Фото: AFP

На референдуме в Швейцарии в минувшее воскресенье произошло неожиданное: существенное большинство швейцарских граждан, 57,5%, высказались за внесение поправки в конституцию страны, которая запретит сооружение новых минаретов. Сейчас в Швейцарии 4 минарета, пятого не будет, поскольку граждане Швейцарии имеют право самостоятельно, напрямую, без посредничества профессиональных политиков, влиять на основной закон страны.

Не только профессиональные политики (за исключением инициаторов идеи, правой Народной партии Швейцарии) не предвидели подобного исхода. Его самую возможность категорически отрицали социологи. Когда менее двух недель назад BFM.ru писал о грядущем референдуме, за запрет на сооружение новых минаретов высказывалось две трети швейцарских граждан. Как оказалось, социология ненадежна не только в России, но и в самой, как принято считать, спокойной и уравновешенной европейской стране. В некоторых кантонах Швейцарии «нет» минаретам сказали более двух третей участников референдума, и только четыре из 26 кантонов проголосовали противоположным образом, пишет газета The Financial Times.

Потенциальные опасности запрета на новые минареты ни для кого не были в Швейцарии секретом. Как не было секретом и то, что крупный швейцарский бизнес не одобрял этой инициативы. Глава швейцарской ассоциации предпринимателей Economiesuisse Герольд Бюхрер (Gerold Buhrer) заявил в интервью FT: «Нет никакого сомнения в том, что какие-то группы могут призвать к бойкоту» швейцарских товаров. Прецеденты уже имеются: после известной истории с публикациями карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете в мусульманских странах бойкотировали датские молочные товары и игрушки, а в Париже крупнейшая сеть гипермаркетов Carrefour поместила на входе в свои магазины сообщения: «Здесь не продают датских продуктов», а также: «Выражаем солидарность с мусульманской и египетской общинами».

Последний факт приведен в только что вышедшей в Великобритании книге английского журналиста Кристофера Колдуэлла «Размышления о революции в Европе. Иммиграция, Ислам и Запад» (Christopher Coldwell. Reflections on the Revolution in Europe. Inmigration, Islam and The West). Автор пишет, что в Западной Европе с населением в 375 миллионов человек 40 миллионов, то есть больше 10% — это люди, родившиеся за пределами Европы. Примерно половина их них это выходцы из исламских стран. Европа оказалась совершенно не готова к такой «встрече цивилизаций», которую сейчас многие коренные жители стран Евросоюза воспринимают как конфликт цивилизаций.

Примерно такой же точки зрения придерживались организаторы референдума в Швейцарии, где при населении в 7,5 миллионов человек количество мусульман составляет 400 тысяч. Авторы проекта запрета на строительство новых минаретов не собираются запрещать мечети. Они лишь выступают против того, что частью европейцев воспринимается как символ «политических и религиозных притязаний на власть». Именно эта точка зрения и возобладала на прошедшем референдуме.

Альтернативная точка зрения — европейских левых и представителей исламских государств и объединений тут же была предъявлена общественности. Левая британская газета The Guardian в редакционной статье, озаглавленной «Швейцария: ненависть под личиной гармонии», пишет, что результат референдума — «это позор Швейцарии и источник тревоги для Европы».

Крупнейшее объединение мусульман в самой густонаселенной мусульманской стране, Индонезии, сочло итоги референдума «проявлением религиозной ненависти». Впрочем, глава мусульманской организации Nahdlatul Ulama (объединяет 40 миллионов человек) Маскури Абдилла (Maskuri Abdilla) обратился к своим сторонникам проявлять сдержанность и не поддаваться на провокации, сообщает сайт news.com.au.

WSJ: «Символический протест, который еще больше усугубляет искушение оставаться в позе страуса»

Как пишет сегодня в редакционной статье американская газета The Wall Street Journal, по меньшей мере, один из швейцарских парламентариев успел заявить, что референдум стал провалом швейцарской практики «прямой демократии». В действительности, по мнению издания, ничего подобного не произошло. Швейцарские избиратели заставили швейцарских политиков услышать свой голос по вопросу, о котором профессиональные политики предпочитают помалкивать. По мнению газеты, речь идет об очень мягком протесте. В конце концов, трудно отрицать, что у швейцарцев есть основания для беспокойства, как невозможно отрицать связь между зажигательными проповедями радикальных имамов и терактами. При этом строительство новых мечетей не подпадает под запрет, а свобода вероисповедания в Швейцарии ничем не ограничивается. Речь идет лишь о символическом сигнале. В чем же смысл этого сигнала?

Итоги референдума, продемонстрировавшие страх перед Исламом, не идут дальше символического жеста. Запрет на новые минареты никак не касается корней этих опасений. Большинству европейцев свойственна поза страуса, зарывающего голову в песок, когда ему страшно, — следствие сочетания политической корректности и трусости. Референдум не меняет такого поведения, скорее усиливает его. Запрет на строительство минаретов не поможет ассимилировать европейских мусульман и не решит проблему занятости вне зависимости от вероисповедания и уж тем более не поможет изменить демографическую ситуацию в Европе, где неуклонно падает рождаемость.

«Иными словами, запрет на минареты одновременно делает и слишком много, и слишком мало, — говорится в редакционной статье WSJ. — Слишком много, потому что его можно воспринимать как очень зримый (и потому легко поддающийся всякого рода спекуляциям) символ предполагаемой европейской нетерпимости. И — слишком мало, потому что он лишь прячет от глаз те проблемы, из-за которых, собственно говоря, многие европейцы и боятся минаретов».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию