«Автодор» назначил плату за проезд
Лента новостей
«Автодор» определил тариф на проезд по тем участкам дорог, которые будут построены для эксплуатации на платной основе: один рубль за километр пути. Плата будет взиматься только там, где есть альтернативные бесплатные дороги
«Автодор» определил тариф на проезд по тем участкам дорог, которые будут построены для эксплуатации на платной основе: один рубль за километр пути. Плата будет взиматься только там, где есть альтернативные бесплатные дороги.
Когда в октябре заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач выступил с инициативой отменить законодательно закрепленный принцип обязательного наличия альтернативной бесплатной дороги в случае строительства платной трассы, это вызвало резкую критику экспертов. Они усмотрели в этом покушение на право граждан на свободу передвижения. «Можно говорить много красивых слов в пользу отмены принципа альтернативности, но то, что он предлагает, называется просто — вымогательство», — прокомментировал тогда идею чиновника научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Однако когда это предложение поддержал разбирающийся в сути проблемы министр транспорта Игорь Левитин, стало ясно, что ведомства намерены лоббировать эту идею до победного конца. «Мы поддерживаем отмену альтернативности платных дорог. Каждый случай будет рассматриваться отдельно, но в целом мы не против этого», — сформулировал позицию министерства по это проблеме 16 ноября Игорь Левитин.
Сейчас же «Автодор» сформировал и список тех дорог, которые предлагается сделать платными. Речь идет в первую очередь о 235,1 км трассы М1 «Беларусь», о 122 км дороги М3 «Украина», о 671 км трасы М4 «Дон», о 251 км автобана Москва-Петербург и о первом участке длиной 53,9 км новой кольцевой вокруг Москвы (ЦКАД), а также о 54 км магистрали Казань–Оренбург–граница Казахстана. Всего до 2016 года госкомпания планирует построить и реконструировать 1380 км дорог федерального значения. В перспективе эти дороги примут на себя 50% транспортного потока всех федеральных магистралей, говорится в программе.
Проезд по этим трассам будет в среднем стоить 1 рубль за 1 км пути для легковых автомобилей. Тариф будет индексироваться на величину инфляции и с учетом изменения размера ВВП. Платной новая дорога будет как минимум 12 лет. И если затем расходы на ее строительство окупятся, то «Автодор» может снять плату за проезд.
За первые 5 лет компания рассчитывает собрать на таких трассах 62,8 млрд рублей, как утверждают авторы программы,
Совокупные расходы госкомпании «Автодор» до 2016 года составят 1,431 трлн рублей, из которых из бюджета и инвестфонда планируется привлечь 61,6%, или 881,1 млрд руб. Еще 63,9 млрд рублей. «Автодор» рассчитывает собрать в качестве платы за проезд и иных доходов. А остальные 486 млрд рублей компания должна привлечь на стороне с помощью кредитов, размещения гособлигаций, а также за счет использования средств концессионеров (180,2 млрд рублей).
Как заявил замминистра транспорта Олег Белозеров, основные параметры программы одобрены, а доработка коснется не содержания, «а стиля», и окончательный вариант программы будет готов к 7 декабря. При этом плата за проезд по новым участкам может быть отменена не ранее чем через 12 лет. Именно таков примерный срок, за который строительство должно себя окупить.
С учетом того, что автомобилисты и так платят налоги в бюджет, фактически с них возьмут плату за проезд по платным дорогам дважды, считают эксперты. «Получается, что налогоплательщики, которые и так платят налоги на строительство и ремонт инфраструктуры, должны еще раз заплатить за проезд по ней? К тому же не факт, что государство будет поддерживать в порядке альтернативную бесплатную дорогу. В результате она будет приходить в запустение, и водителям придется пользоваться платной дорогой», — сказал директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.