16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
15 марта 2018, 13:52 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Москва — Лондону: ответные меры не заставят себя ждать

Лента новостей

В Кремле пока не могут гарантировать, что признают результаты расследования Организации по запрещению химоружия по делу Скрипаля. Москва обеспокоена действиями Лондона, подчеркнул Дмитрий Песков

Штаб-квартира ОЗХО в Гааге.
Штаб-квартира ОЗХО в Гааге. Фото: Michel Kooren/Reuters

В Кремле не стали подтверждать, что признают результаты расследования Организации по запрещению химоружия (ОЗХО). Накануне, 14 марта, Великобритания обратилась в ОЗХО в связи с покушением на экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля в Солсбери. В частности, Лондон пригласил технический секретариат организации провести независимую верификацию выводов британского следствия, а также предоставил ОЗХО доступ к образцам использованного вещества.

На обращении к Организации по запрещению химоружия ранее настаивала в том числе Москва. Однако, как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, признание результатов расследования в Кремле пока гарантировать не могут.

— Великобритания обратилась в ОЗХО в связи с покушением на Сергея Скрипаля. В частности, настаивал на этом наш министр иностранных дел Сергей Лавров. Мы хотели бы узнать, признает ли Россия результаты этого расследования, когда оно будет представлено? Достаточно ли в данном случае статуса ОЗХО?

— Я не могу вам сказать. Это, скорее, вопрос к нашим специалистам-дипломатам, которые занимаются этим вопросом. Но действительно, речь идет о ряде обязательных действий, которые предусмотрены соответствующими конвенциями, которые должны быть выполнены в такой ситуации. Как вы знаете, Россия является участницей этих конвенций.

Как подчеркнули в Кремле, ответные меры России на действия Великобритании не заставят себя ждать. Москва обеспокоена действиями Лондона по делу Скрипаля, но будет «терпеливо и последовательно доводить до мировой общественности свою позицию», заявил Песков.

Накануне на экстренном заседании Совбеза ООН российский постпред Василий Небензя заявил, что «Новичок» никогда не разрабатывался в России. При этом дипломат признал разработку нервно-паралитических веществ в Советском Союзе и других странах, однако подчеркнул, что после 1992 года разработки прекратились, а все запасы химоружия были уничтожены под присмотром ОЗХО.

В Соединенном Королевстве тем не менее настаивают, что у них есть «неопровержимые доказательства» вины России. Об этом сегодня объявил министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон.

Можно предположить, что теперь линия обвинения в отношении Москвы будет строиться на том, что Россия возобновила производство «Новичка», но не декларировала это в ОЗХО. Согласно Конвенции о запрещении химического оружия, без декларации страны имеют право производить менее 100 граммов боевых отравляющих веществ в год для исследований.

Заявления постпреда Небензи и обвинения Запада Business FM обсудила с экспертом по химическому оружию, бывшим инспектором ООН по Ираку Антоном Уткиным:

Если мы говорим с вами о производстве, тем более боевого отравляющего вещества, тогда это должен быть завод, это должны быть поставщики, это должны быть боеприпасы, в которые это отравляющее вещество должно закладываться. Это должен быть огромный бюджет. Скрыть такое в современном государстве ни в одном невозможно. Я вообще не понимаю, что это за неопровержимые доказательства. Ну, пусть их предоставят.

— А менее 100 граммов?

— Если вы наработали какое-то количество вещества для исследовательских целей, это разрешается в рамках конвенции, вы имеете право. В принципе, вы даже имеете право иметь опытный завод на одну тонну для проведения каких-то необходимых работ. Правда, этот завод у вас должен подлежать проверкам. Но до 100 граммов вы вообще имеете право нарабатывать для проведения работ, связанных с исследовательскими целями, с медицинскими целями, в целях защиты от оружия массового уничтожения. Это все в конвенции разрешено.

— Второй вектор защиты российского постпреда — это аргумент про то, что для идентификации «Новичка» британцам понадобилась бы форма этого вещества и образцы для сравнения. Вот таким образом получается, что даже если Скрипаля отравили «Новичком», это могла быть не Россия, потому что формула могла в принципе и от британцев утечь тоже. Можно ли назвать этот аргумент неопровержимым или на Западе все равно не поверят этому?

— Все, кто обладают формулой, могут ее воспроизвести. То есть могут наработать данное вещество в необходимых количествах. Как только ваша формула перестала быть секретной и о ней узнали, вы потеряли контроль над производством этого вещества. Теперь отныне любой может нарабатывать это вещество. Предположим, ладно, британские спецслужбы решили, что они знают, какое вещество является «Новичком». Но в любом случае вы его тогда обязаны синтезировать для того, чтобы иметь возможность сравнить с анализируемым. То есть вы взяли образцы на месте преступления, вы его проанализировали, вы получили характеристики этого вещества. Но чтобы стопроцентно заявить, что это данное вещество с данной формулой, вы должны провести его синтез, получить так называемый стандартный образец, проанализировать его и сравнить результаты анализов. Если результат анализов совпадает, то вы говорите: да, это стопроцентно такое вещество. Но если вы никогда раньше не синтезировали это вещество, поверьте мне, за два-три дня сделать это нереально.

— То есть аргументация нашего постпреда вполне логична — этот «Новичок» может исходить точно также и из Великобритании?

— Как технический специалист я не могу оперировать вопросами из Великобритании, я могу сказать, что его можно синтезировать везде. Любой грамотный специалист, если у него есть достаточные ресурсы для этого, может синтезировать любое вещество, если формула известна.

Несмотря на обращение в ОЗХО, на чем настаивала Россия, других российских требований Великобритания не выполнила. Так, стало известно, что Лондон не будет передавать Москве образцы отравившего Скрипаля вещества — об этом Джонсон заявил в интервью радио LBC.

Сергей Лавров назвал новые выпады Лондона «нервной реакцией». «Вот эта нервная реакция на возвращение России в качестве равноправного партнера, ничего никому не навязывающего, но и не принимающего диктата и ультиматумов, очень болезненно воспринимается нашими западными партнерами», — приводит ТАСС слова главы российской дипломатии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию