16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
3 декабря 2009, 17:09

Новая индустриализация как реальная альтернатива

Лента новостей

Задача построения конкурентоспособной и инновационной экономики должна превратиться из пустых политических деклараций в набор реальных действий

Александр Идрисов, управляющий партнер компании Strategy Partners, выступает за «новую индустриализацию». Фото: из личного архива
Александр Идрисов, управляющий партнер компании Strategy Partners, выступает за «новую индустриализацию». Фото: из личного архива
  • Инновации не рождаются в вакууме

    Владимир Путин в ходе очередного телеобщения с россиянами признал, что инфраструктура российской экономики недоразвита. Поэтому, полагает Александр Идрисов, управляющий партнер компании Strategy Partners, задача построения конкурентоспособной и инновационной экономики должна превратиться из пустых политических деклараций в набор реальных действий, инициированных президентом и поддерживаемых правительством.

    Необходимо честно оценить позицию, с которой мы вынуждены стартовать. Мы продолжаем тешить себя иллюзиями, что несмотря ни на что мы все-таки являемся передовой технологической державой и необходимо только разбудить энтузиазм научной интеллигенции с предпринимателями и тогда мы неизбежно скакнем в вожделенное постиндустриальное общество.

    Безусловно, мы все еще обладаем талантливым и местами хорошо образованным населением. Мы до сих пор сохраняем в ряде отраслей технологические навыки и компетенции, в основном благодаря все тому же заметно обветшавшему советскому багажу. Движение в постиндустриальное будущее, охватившее цивилизованный мир, обошло Россию стороной. К сожалению, за последние 15-20 лет, мы, будучи увлеченными дележом советского наследства, за редким исключением, так и не научились главному: создавать конкурентоспособные продукты, качественно их производить и эффективно продавать на глобальном рынке. Несмотря на ежегодные политические декларации, о ценности человеческого капитала и необходимости построения экономики знаний, мы и сегодня продолжаем интенсивно наращивать добычу сырья, инвестируя миллиарды долларов в энергетический комплекс при неизбежном сокращении доли обрабатывающих отраслей.

    Повестки дня визитов наших лидеров в зарубежные страны уже давно не отличаются особым разнообразием. Маниакальная настойчивость, с которой мы продолжаем пугать своих соседей неизбежным энергетическим партнерством, разочаровывает. Россия практически не известна в мире как страна происхождения качественных товаров и услуг, за некоторым исключением: автоматы Калашникова, самолеты Сухого или комплексы ПВО. К сожалению, мы больше не можем считать себя развитой индустриальной державой, которой мы по праву были в бытность СССР. Следует честно признать, что наша экономика уже давно вернулась доиндустриальное прошлое. Упорное нежелание замечать этот факт приводит к критичным ошибкам в экономической и инновационной политике.

    Инновации не рождаются в вакууме

    В попытке перескочить из доиндустриальной эпохи в светлое инновационное будущее, мы часто сталкиваемся с противопоставлением инновационной экономики развитию традиционного промышленного производства. Более того, пренебрежительное отношение к промышленному производству как к рудименту социалистического прошлого в нашей стране стало нормой. Но на какой базе мы планируем создать ту самую инновационную экономику? С одной стороны, мы пока еще только строим механизмы для коммерциализации создаваемых в стране знаний и технологий. С другой – в нашей стране существует чудовищный разрыв между создаваемым, хотя и редким новым знанием и технологическим уровнем экономики. При этом некоторые индустрии, которые могли бы стать областью приложения новых знаний и технологий, в нашей стране практически отсутствуют полностью.

    Например. вы изобрели новый способ диагностики заболеваний, но у нас в стране больше никто не производит медицинские приборы. Вы разработали метод упрочнения режущего инструмента, но в нашей стране практически не производятся станки. Программисты придумали новый стандарт обработки изображений, но в нашей стране нет индустрии производства видеооборудования, где эта технология может быть востребована. То есть, у нас практически отсутствует промышленная база, способная потреблять знания и создавать на их основе инновационную продукцию. Именно по этой причине, если ли какое-либо действительно стоящее знание и было создано на территории России в последние годы, то оно либо девальвировалось, теряя свою актуальность с течением времени, либо становилось источником инноваций для бизнеса в развитых странах.

    Инновации: деньги на знания или все-таки деньги из знаний

    Говоря об инновациях, мы, как правило, подразумеваем научную деятельность. Однако несмотря на то, что термины «наука» и «инновации» в нашем представлении неотделимы друг от друга, их нельзя воспринимать как синонимы, между ними существует фундаментальное различие. Инновационная деятельность отнюдь не ограничивается НИОКР и производством продукции. Представление о том, что инновации создаются исключительно людьми в белых халатах с паяльниками и осциллографами уходит в прошлое. Мы все чаще слышим об инновациях в бизнесе. Инновации во всем, что может создавать устойчивые конкурентные преимущества, включая организационно-управленческие нововведения. Единственное, что в остается неизменным – это всегда новые решения, основанные на новом знании и создающие ценность для потребителей.

    Роль науки – создание знаний. Цель ученого – новое знание, а награда публикация в престижном журнале или Нобелевская премия. Роль инноваций – это процесс превращения знаний в деньги, то есть извлечение прибыли и это исключительно задача бизнеса. Другими словами, под инновационным процессом следует понимать процесс создания ценности, представляющей интерес для потребителей, которые готовы за нее платить. При этом источником инноваций далеко не всегда является знание, полученное в результате научных исследований.

    Сегодня мы являемся свидетелями глубоких изменений в организации научно-исследовательской деятельности ведущих международных корпораций и университетов. С одной стороны, новые технологии оказывают драматическое влияние на все большее количество отраслей экономики, приводя к значительным сдвигам в структуре спроса и предложения. С другой – скорости создания и распространения новых технологий возросли настолько, что корпорации, даже имея самые совершенные исследовательские лаборатории, не в состоянии в одиночку поспевать за изменениями, происходящими на глобальном рынке. Роль инноваций для обеспечения конкурентоспособности только возрастает. Сегодня в конкурентной борьбе далеко не всегда выигрывает тот, кто создает знание. Победителем становится тот, кто способен первым обнаружить новое знание, выгодно его приобрести и найти ему эффективное применение. Поэтому корпорации все чаще вступают в альянсы для реализации совместных исследовательских проектов или предпочитают приобретать результаты таких исследований у сторонних организаций. При этом, сокращается время и затраты на исследования, а также снижаются риски получения отрицательного результата.

    Лидеры мировых рейтингов конкурентоспособности, служащие примером реальных инновационных экономик — Сингапур, Финляндия, Ирландия — исторически не располагали развитой научной базой, которая могла бы обеспечить эти страны первоклассными знаниями. Они были вынуждены приобретать эти знания в других странах и эффективно создавать на их основе конкурентоспособные товары и услуги. Таким образом ключевой компетенцией, обеспечивающей устойчивые конкурентные преимущества экономики, становится способность создавать на основе приобретенных из различных источников знаний эффективные модели бизнеса.

    Модели бизнеса, которые создают ценность, доносят эту ценность до потребителей и позволяют получать часть этой ценности в виде прибыли. Следует ли из вышесказанного, что государство не должно поддерживать научные исследования? Совершенно нет. У страны, которая перестанет быть источником знаний, не может быть достойного будущего. Поддержка научных исследований – важная часть инновационного процесса, но это другая задача и этим задача построения инновационной экономики далеко не ограничивается.

    Повышение конкурентоспособности экономики, а не инновации ради инноваций

    К сожалению, часто создается впечатление, что мы занимаемся инновациями ради самого процесса. Модно, интересно, увлекательно и в русле современных тенденций. Однако, главная цель инновационной политики весьма прагматична – повышение конкурентоспособности национальной экономики. Учитывая, что уровень производительности труда наиболее значимый критерий, точно характеризующий конкурентоспособность экономики, важнейшей целью инновационной деятельности является повышение производительности труда. Из опыта других стран следует, что инновационная политика, как правило, направлена на решение двух ключевых задач. Первая – создание условий для коммерциализации результатов национальных научных исследований, посредством создания институтов, инструментов и механизмов, обеспечивающих доступ к финансированию разработок на ранних стадиях развития и поддержки процессов внедрения новых разработок в производство. В том числе: бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фоны и компании. Вторая - трансфер современных компетенций и технологий, доказавших свою состоятельность в мире, с целью повышения технологического уровня национальной промышленности и сферы услуг, для обеспечения высокого уровня производительности труда.

    Обе задачи являются одинаково важными, но степень концентрации усилий и ресурсов на одной из них зависит от того на каком уровне технологического развития находится экономика страны и какую производительность труда она демонстрирует сегодня. К сожалению, у нас серьезная проблема с самооценкой. Как известно, в среднем, российская экономика отстает по уровню производительности труда от развитых стран в 4-5 раз. Простой расчет показывает, что если бы всего лишь 10% трудоспособного населения страны было занято на предприятиях с уровнем производительности труда, сопоставимым со средним уровнем производительности в США (около $140,000 на человека в год), то ВВП России вырос бы, приблизительно, в 1, 5 раза! Для развитых стран, демонстрирующих высокий уровень производительности, задача построения современного технологического фундамента сегодня является вторичной. Инновационная политика в этих странах, преимущественно направлена на создание или приобретение новых знаний, а также поддержку процессов их коммерциализации. В развивающихся странах, напротив, приоритетом является обеспечение трансфера технологий, с целью масштабной модернизации существующей экономики и повышения ее технологического уровня до сопоставимого с развитыми странами.

    Речь не идет о том, что не стоит поддерживать процессы создания и развития «прорывных» технологий, которые могут обеспечить лидерство на рынке в будущем. Но необходимо отдавать себе отчет, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе доминирующим фактором экономического роста в России может стать только повышение производительности. Даже если в нашей стране ежегодно будут успешно коммерциализироваться несколько сотен новых разработок, то для достижения заметного эффекта в масштабах экономики страны нам потребуется несколько десятилетий. Учитывая, что сегодня сложно назвать даже десяток поистине успешных примеров коммерциализации результатов российских научных исследований, которые действительно обеспечили бы нам лидирующие позиции на мировом рынке, то становится ясно, что экономическое инновационное чудо вряд ли произойдет при нашей жизни.

    Это означает, что сегодня инновационная политика должна быть в первую очередь направлена на создание новой промышленной базы для экономики, посредством как масштабного технологического обновления и модернизации существующих предприятий, так и путем привлечения прямых инвестиций в новые высокопроизводительные предприятия. Финансирование же научных исследований следует сконцентрировать исключительно на наиболее перспективных направлениях. Главное - прекратить порочную практику размазывания скудных исследовательских бюджетов среди тысяч научных учреждений, с целью поддержания «мертвых душ», которые уже давно ничего не создают и не могут создать.

    Впечатляющие результаты технологического обновления, которых за два последних десятилетия добились страны Центральной и Восточной Европы, а также Китай, Индия и Бразилия, говорят сами за себя. Новая индустриализация – это не очередная модная концепция, а единственная альтернативная возможность для построения действительно конкурентоспособной и инновационной экономики.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию