16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.42 / ₽ 8228
  • RTS1186.79
1 декабря 2009, 12:47 ФинансыОбществоБанки, вклады и кредитыКриминал

Любимый банкир Уго Чавеса впал в немилость

Лента новостей

Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о ликвидации двух банков, принадлежащих его до недавнего времени близкому союзнику, миллиардеру Рикардо Фернандесу

Лидер
Лидер "боливарианской" революции Уго Чавес вплотную занялся друзьями. Фото: Que comunismo!/flickr.com

Президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez) объявил о ликвидации двух банков, принадлежащих его до недавнего времени близкому союзнику, миллиардеру Рикардо Фернандесу (Ricardo Fernandez). Венесуэльцы гадают, является ли эта неожиданная атака на одного из бизнес-столпов режима началом кампании по борьбе с коррупцией в обстановке финансового кризиса или же люди Чавеса занялись любимым делом авторитарных режимов — переделом собственности.

Как пишет сегодня газета The Wall Street Journal, Фернандес заработал на контрактах, полученных от властей, более полутора миллиардов долларов. Для многих сограждан он был символом продажного коррумпированного капитализма, который расцвел с приходом к власти в южноамериканской стране подполковника Чавеса.

Тем большим был сюрприз, который ожидал венесуэльцев в минувшее воскресенье, когда в эфир вышло очередное многочасовое шоу Чавеса «Алло, президент!». Президент Чавес обрушился на капиталистов, которые, подобно Фернандесу, сказочно обогатились на своих связях с режимом: «Есть люди, — сказал глава государства, — которые говорят, что они революционеры, а сами бизнесом занимаются. Настоящие революционеры не занимаются бизнесом ради наживы!» — сообщил Чавес пораженным слушателям.

Бей своих, чтобы чужие боялись

Ранее, 20 ноября, 44-летний Фернандес сам явился в офис секретной полиции — буквально через несколько часов после того, как по распоряжению правительства было введено внешнее управление в четырех принадлежавших миллиардеру банках. Предпринимателю грозит до десяти лет тюрьмы по обвинению в незаконной банковской деятельности. Как утверждает следствие, средства с депозитных счетов клиентов использовались для кредитов на льготных условиях владельцам банков.

Правительственные чиновники говорят, что манипуляции с кредитами, в которых подозревают банки Фернандеса, в общей сложности достигли 846 миллионов долларов. Причем обо всех этих действия банкиров было известно за много месяцев до того, как регулятор принял решение ликвидировать проблемные банки. Адвокат Фернандеса убежден в том, что речь идет о недоразумении, основанном на неправильном банковском аудите, и отрицает возможность каких-либо незаконных действий своего доверителя.

В четырех банках Фернандеса находится 6% всех депозитов венесуэльцев. По свидетельству корреспондента WSJ, в Каракасе выстраиваются длинные очереди у офисов этих банков, люди пытаются снять наличные со счетов. Ликвидация двух из четырех банков Фернандеса — Banco Canarias de Venezuela CA и Banco Provivienda CA затрагивает интересы 750 тысяч вкладчиков. Правительство объявило, что попытается возродить два других проблемных банка Фернандеса — Banco Bolivar CA и Banco Confederado CA.

Друзьям все — остальным по закону

По мнению ряда аналитиков, беды Рикардо Фернандеса свидетельствуют о том, что в окружении Уго Чавеса началась межклановая борьба за передел собственности. По словам бывшего главы венесуэльского Центрального банка Хосе Герры (Jose Guerra), «что-то не заладилось в отношениях Фернандеса с самой верхушкой режима Чавеса».

За более чем десятилетнее правление Чавеса в Венесуэле создался целый класс бизнесменов, приближенных к власти. Появился даже специальный термин “Boliburgueses”, «боливарианские буржуа» — производное от «боливарианской революции», о которой любит говорить Уго Чавес. Соответственно, прежний класс традиционных олигархов был отстранен от государственных благ.

Из числа “Boliburgueses” самым богатым и влиятельным считался как раз Рикардо Фернандес. Его называли «любимым банкиром» Уго Чавеса. Не случайно более 42% депозитов в Banco Canarias de Venezuela CA составляли средства государственных учреждений и компаний страны на сумму свыше 2 миллиардов долларов.

Тюрьма как укрытие от американской Фемиды

Карьера Фернандеса, сына испанского иммигранта — владельца парковок в Каракасе, взяла стремительный старт после того, как он заключил договор на поставку продовольствия в государственную сеть супермаркетов Mercal. Эти магазины продают продукты первой необходимости по заниженным ценам, а разницу между отпускной и рыночной ценой им компенсирует государство. Сейчас Фернандеса называют «королем Mercal», и на него трудится армия из 18 тысяч сотрудников.

Фернандесу удалось получить «доступ к телу» верховного правителя после того, как венесуэльские олигархи в 2002 году поддержали попытку смещения Уго Чавеса. Режим подполковника Чевеса щедро отблагодарил лояльного бизнесмена, пообещав национализировать бизнес его главных конкурентов.

Теперь сам Фернандес стал жертвой интриг в окружении Чавеса. Впрочем, есть и другая версия. Якобы, разоряя «любимого банкира», Чавес в действительности спасает его от американского правосудия. Дело в том, что в 2007 году американское ведомство по борьбе с наркотиками DEA конфисковало самолет, принадлежащий одной из компаний бизнесмена. Предполагается, что самолет использовался для перевозки наркотиков в США. Не исключено, что в Каракасе узнали о грозящих Фернандесу проблемах в Америке и предпочли надежно упрятать его в недрах венесуэльской пенитенциарной системы до того, как буря не затихнет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию