16+
Пятница, 20 апреля 2018
  • BRENT $ 74.07 / ₽ 4550
  • RTS1145.44
11 апреля 2018, 16:54 Общество

«Поясни за шмот»: опасная игра, где ценник имеет большое значение

Лента новостей

В России обеспокоены распространением агрессивного молодежного движения: группа школьников угрожает избить других детей из-за одежды

Фото: depositphotos.com

«Поясни за шмот» или будешь бит. СМИ сообщили о нескольких случаях травли и избиения школьников в Нижнем Новгороде. Мотивом буллинга как раз стала одежда на жертвах, поддельная, то есть реплики настоящих брендов. Выяснилось, что нападавшие подростки состоят в группах «Нижегородский кежуал» в сети «ВКонтакте». Аналогичные группы есть в других городах России, в том числе и в Москве.

Численность подписчиков достигает десятков тысяч. Стиль их одежды узнаваемый: футбольный или околофутбольный фанат, неогопник, уличная мода 1990-х годов.

Но действительно ли это новое явление? И насколько оно опасно? Эксперты, опрошенные Business FM, считают, что молодежь в любое время находила повод подраться из-за одежды.

Дмитрий Громов ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН «Это, в общем-то, такая современная молодежная, скажем так, игра, которая сводится к тому, что молодые люди подходят друг к другу и предлагаю «пояснить за шмот». Предлагается обсудить одежду, в которую эти молодые люди, собственно говоря, одеты. Ну, в большинстве, в 95% случаев это не имеет никакого криминального наполнения, потому что просто обсуждается одежда. Например, паль одежда или не паль. Ну, настоящая одежда — это одежда реальной фирмы, а паль — это сделанное под фирму. Эта игра запущена коммерчески, не хотел бы называть поименно, но это такой пиар-проект конкретных некоторых людей, которые продают одежду таким образом. То есть они раскручивают определенные бренды одежды, и, в общем-то, на уровне такой игры это и существует. То есть одежда подается как вот такая субкультурная одежда, такая вот экстремальная, загадочная. В прессу попадают какие-то моменты, связанные с такой мнимой криминальностью, то есть это как-то соотносится с субкультурой футбольных фанатов».

Движение «пояснить за шмот» действительно не новое, оно появилось несколько лет назад.

Дмитрий Лекух писатель, публицист, в недавнем прошлом активный участник крайне правого крыла движения фанатов московского «Спартака» «Это не новость, это где-то несколько лет назад началось в такой околофанатской среде. Ну, откровенно околофанатской, называлось «спросить за шмот», когда такая гопническая молодежь пыталась из себя кого-то изображать. Пару раз просто таким образом нарвались на серьезных людей, закончилось это достаточно печально. Вроде бы затихло. Но тем не менее дурной пример заразителен. Серьезные, естественно, никакие околофутбольные фирмы такой ерундой не занимаются, это вот в том же интернете называется тру-фанаты и тру-хулиганье. Более того, я вам скажу откровенно: серьезные люди, в общем-то, свои фирмы в интернете не палят. Обычной такой вот в плохом смысле хулиганствующей молодежи».

Подобное явление распространено не только в России. В Великобритании, например, в некоторых субкультурах принят определенный стиль одежды.

Дмитрий ГубинДмитрий Губин журналист, обозреватель журнала «Огонек» «Существует понятие буллинга и понятие следования субкультурным брендам. Например, в Великобритании существует понятие chav. chav — это пацан-гопник, гопота такая. Вот «чевы», они носят треники Adidas и что-нибудь от Burberry. И, мне говорили, в последнее время — от Gucci. Вот обязательно нужно иметь шарфик от Burberry или кепку от Burberry. Вот такое крутое сочетание, кстати, на эту тему Симачев довольно много играл, сочетание гопнической культуры и высокой культуры. И тот же Гоша Рубчинский, он тоже с этим играл. Поэтому всегда будут в подростковой среде какие-то определенные бренды как культовые, которые всем нужно носить, так и антикультовые, которые не нужно ни в коем случае носить».

Но запретом и блокировкой подростковой группы «кежуал» в соцсетях добиться результатов нельзя, считают эксперты, опрошенные Business FM. Клоны сообществ в интернете появятся в тот же день под другим названием.

Собеседники Business FM напоминают, что похожей травле подвергались в свое время панки и хиппи за неподобающий стиль одежды. Правда, стоимость одежды тогда имела мало значения. Нападающим не нравился внешний вид объекта. В новой же трансформации ценник — один из основных показателей. Для примера: культовые джинсы от культового в молодежной среде Гоши Рубчинского стоят 20 тысяч рублей, джинсовая куртка от того же бренда — 40 тысяч.

Рекомендуем:

  • Фотоистории