16+
Понедельник, 23 апреля 2018
  • BRENT $ 73.44 / ₽ 4542
  • RTS1141.96
9 декабря 2009, 14:15 ФинансыСтрахованиеАвто

Опасные объекты РЖД застраховали по 125 руб. за штуку

Лента новостей

Право страховать ответственность РЖД за опасные производственные объекты выиграла аффилированная страховая компания — ЖАСО. Хуже другое: средняя цена страховки за один опасный объект составила около 125 рублей в год

Надпись
Надпись "Опасно для жизни" на железнодорожных путях. Фото: РИА Новости

Страховать ответственность Российских железных дорог за опасные производственные объекты Московской дирекции материально-технического обеспечения будет аффилированная страховая компания — ЖАСО. Таковы результаты проведенного РЖД конкурса.

Независимые эксперты не удивлены победой ЖАСО в конкурсе, однако их настораживает, что стоимость страховки одного опасного объекта составила в среднем всего 125 рублей в год.

Напомним, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в профессиональном страховом сообществе всерьез обсуждался вопрос о том, чтобы изменить подход к страхованию особо опасных объектов, как и к промышленному страхованию вообще. «Главный риск и главная опасность заключаются в том, что демпинг, как серьезная и устойчивая тенденция, проник в первую двадцатку страховых компаний», — заявил сразу после аварии, поясняя проблему, в интервью радиостанции Business FM глава «Ингосстраха» Александр Григорьев.

«Ингосстрах», отметим, принял участие в нынешнем конкурсе РЖД. Кроме того, в нему участвовали победившая компания ЖАСО, Военно-страховая компания», СК «Согласие», «Альфа-страхование», РОСНО, СК «Ростра» и МСК.

Извещение и конкурсная документация о конкурсе РЖД были размещены на официальном сайте РЖД 13 октября 2009 года. «Предмет конкурса — право заключения договора оказания услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте Московской дирекции материально-технического обеспечения — структурного подразделения Росжелдорснаба — филиала ОАО «РЖД», — говорится в официальных документах РЖД.

Изначально предполагалось, что период страхования составит 2 года — 2009-2010 годы, однако, как следует из документов, затем страховой период был продлен до 2012 года. Начальная — максимальная — цена договора была установлена РЖД на уровне 1,37 млн рублей.

Оценка привлекательности предложений участников конкурса производилась по трем критериям: размер страховой премии (значимость 60%), количество опасных производственных объектов, застрахованных компанией в 2007-2008 годах (20% значимости) и срок выплаты возмещения (20%).

Как следует из конкурсных документов, решающим фактором стал предложенный компанией ЖАСО размер страховой премии — 36,9 тысяч в год (110,7 тысяч за все опасные объекты за три года), при том что РЖД заявили к страхованию 296 опасных объекта — резервуары, нефтехранилища, трубопроводы и т. п. Таким образом, средняя цена страховки за один объект составляет около 125 рублей в год.

Говорить о том, насколько рыночный характер носят такие расценки, страховые эксперты не берутся. «Крайне тяжело говорить о рыночной цене, когда речь идет о таком монополисте, каким является РЖД. Для того, чтобы определить, насколько низкие тарифы предложила ЖАСО, нужны расчеты — может оказаться, что вероятность наступления страхового случая по этим производственным объектам крайне низка», — говорит BFM.ru руководитель направление рейтингов рейтинговой компании «Эксперта РА» Алексей Янин.

Уровень страхования по опасным производственным объектам (ОПО) в августе 2009 года (на момент аварии на Саяно-Шушенской ГЭС) достигал по России всего 5%, подсчитали специалисты «Эксперт РА». Максимальная страховая выплата, по закону «О промышленной безопасности ОПО», составляет 7 млн рублей.

Напомним, за последние полгода в России произошло сразу несколько крупный аварий на производственных объектах. Помимо катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, в конце августа сгорели резервуар с нефтью ТНК-ВР, резервуары дочерней компании «Транснефти» — «Сибнефтепровода».

Стоит отметить, что по последней крупной аварии РЖД — крушению «Невского экспресса» — страховщиком также выступала компания ЖАСО. Максимальная сумма выплаты по обязательному страхованию жизни пассажира составила, по договору страхования, всего 12 тысяч рублей.

При этом привилегированное право ЖАСО на страхование на железной дороге, которое оспаривалось, было подтверждено в суде — Федеральный арбитраж Московского округа даже подтвердил право РЖД ограничивать доступ страховщиков к добровольному страхованию своих пассажиров через кассы РЖД.

«РЖД пытается диверсифицировать свою работу со страховщиками, ЖАСО также пытается расширять круг своих клиентов. Однако в ближайшее время изменений не предвидится», — считает Алексей Янин из «Эксперт РА».

Напомним, ЖАСО уже пыталось начать диверсификацию бизнеса, пригласив новое руководство во главе с бывшим вице-президентом «Росгосстраха» Александром Судаковым. Предполагалось, что компания создаст новую линейку продуктов во всех областях страхования, однако в январе 2009 года Судаков покинул пост гендиректора компании, а его место заняла бывший первый зампредправления ЦБ Татьяна Парамонова.

«Фактически, сейчас для ЖАСО, кроме кэптивного страхования, не осталось направлений для бизнеса. Аварии на промышленных объектах происходят нечасто, и поэтому от высокого уровня убыточности страховщик не страдает», — говорит BFM.ru источник, близкий к руководству ЖАСО.

Впрочем, страховщик узнает об лишь в случае заявки клиента, поэтому официальная статистика может не давать полной картины, напоминает BFM.ru вице-президент «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. «Аварии не всегда попадают в официальную статистику. Начальник участка может сам устранить неполадки или последствия ЧП», — говорит специалист.

Рекомендуем:

  • Фотоистории