16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 86.66 / ₽ 8085
  • RTS1164.82
1 августа 2018, 23:02 ОбществоПроисшествия

Страх и риск приехавших в ЦАР. Как могли развиваться события?

Лента новостей

Версии убийства российских журналистов вызывают лишь вопросы. Сотрудника ООН Мартина не существует. Сомнения вызывает и фигура водителя. СМИ говорят о похищении. Что же было на самом деле и можно ли было предотвратить трагедию?

Фото: Feisal Omar/Reuters

«Никакого сотрудника по имени Мартин в составе миссии ООН по стабилизации в Центральноафриканской Республике в Банги нет» — об этом Business FM заявил официальный представитель миссии. О том, что некий Мартин должен был помогать российским журналистам в организации съемок, ранее сообщали в Центре управления расследованиями.

По данным ЦУР, именно Мартин посоветовал съемочной группе водителя, который был за рулем автомобиля и в итоге оказался единственным выжившим. А также якобы именно на встречу с Мартином Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко ехали в ночь нападения.

Как все это должно было быть. Журналисты информируют МИД, посольство договаривается с местными властями или с миссией ООН, те дают охрану (бесплатно или за деньги), очерчивают маршруты, по которым можно и нельзя передвигаться, предоставляют проводника и так далее. На практике же это не работает.

Получить такое согласование, если и возможно, то произойдет это очень не скоро — к этому времени с самим предметом интереса журналистов может случиться все что угодно. Поэтому съемочная группа из России отправилась в ЦАР самостоятельно. На свой страх и риск.

Вопрос, почему при этом журналистам не оплатили вооруженную частную охрану, остается открытым. Как пишет военный корреспондент «КП» Александр Коц, стоит это примерно 300 долларов в сутки. Вопросов вообще много. Первый: а был ли Мартин? Вот что заявил Business FM официальный представитель миссии ООН по стабилизации в ЦАР Владимир Монтейро:

Владимир Монтейро официальный представитель миссии ООН по стабилизации в ЦАР «Во-первых, миссия никак не поддерживала связь с этой группой репортеров, с этими тремя людьми. Во-вторых, у нас нет консультанта, которого бы звали Мартин. Информация, которую опубликовали СМИ, неверна».

Далее: как нападавшие узнали о времени и месте проезда машины, ведь если верить выжившему, была засада? В конце концов, как водитель остался жив? Личность того, кто сидел за рулем, вызывала подозрения у сотрудников ЦУР еще до нападения. Ранее он якобы смог откупиться от местной полиции, которой не нравились белые люди с камерой.

Возник вопрос — не было ли это постановкой с целью вымогания денег? Впрочем, в ЦУР говорят, сами журналисты тогда сказали, что доверяют водителю. Теперь же мужчина заявил, что россияне при обстреле погибли моментально, а центральноафриканское издание Palmares Centrafrique со ссылкой на свои источники сообщило, что журналистов перед убийством похитили и допросили. Кто?

Местные СМИ и официальные лица считают, что за нападением стоят повстанцы из движения «Селека». Повстанцы в ЦАР — это гопники с автоматами, которые лишь этими автоматами и зарабатывают, рассказал Business FM блогер Илья Варламов, который был в столице этого государства в 2013 году, как раз в том момент, когда город находился под контролем повстанцев. И вот как тогда там относились к белому человеку с камерой:

Илья ВарламовИлья Варламов блогер «Когда я достал камеру, сидя в такси, мой водитель чуть не потерял сознание от ужаса, он сразу сказал, что если камеру увидят военные повстанцы, то это будет катастрофа. Реакция будет, наверное, такой, если вы подойдете на улице к нашему полицейскому и предложите изнасиловать его жену, детей и его самого, наверное, реакция будет примерно такая, как если вы подойдете с камерой к человеку в форме в ЦАР».

По словам Варламова, тогда все европейцы расценивались как агенты миротворческих сил, которые должны были прийти в страну, установить там порядок, а потом судить тех, кто бесчинствовал. Камера — средство фиксации бесчинств. Некоторые коллеги убитых российских журналистов считают, что и нынешняя трагедия связана именно с камерой.

В ЦАР Джемаль, Расторгуев и Радченко поехали снимать материал о предполагаемом присутствии в этой стране российских ЧВК. Предполагаемых, потому что официально в ЦАР Россия поставила огнестрельное оружие (с санкции ООН), привезла всего нескольких военных и около 150 «гражданских инструкторов». Экс-командующий ополчением самопровозглашенной ДНР Игорь Стрелков на 99% уверен, что эти инструкторы и есть бойцы «ЧВК Вагнера»:

Игорь Стрелков экс-командующий ополчением самопровозглашенной ДНР «В сети я видел уже фотографии российских военных, и по моим данным, они уехали уже достаточно давно, уже как минимум полгода там находятся. Я не знаю, какие задачи они там выполняют. Государственных, военно-политических целей я там не усматриваю. Наверное, какие-то экономические цели. Вообще-то, это очень богатая республика, хотя ее богатства прямо пропорциональны бардаку, который там происходит на протяжении последних 25-30 лет, если не больше».

Все эти годы страна условно живет по сценарию «переворот — диктатор — гражданская война — переворот». Помощь в наведении там порядка имеет смысл, говорит российский африканист Александр Даневич.

Александр Даневич специалист по Южной Африке «Можно поставлять туда минеральные удобрения, сельскохозяйственную технику, систему вооружения, поддерживать какие-то энергетические проекты, плюс ко всему, опять же не секрет, что ЦАР — это один из крупнейших поставщиков урана на международный рынок, поэтому тут опять же есть о чем подумать».

Впрочем, действующий президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера на данный момент контролирует лишь 20% территории страны. Именно он попросил о помощи Россию. В конце 2017 года Туадера встречался в Сочи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, несколько месяцев спустя Москва официально сообщила о решении оказать ЦАР безвозмездную военную поддержку.

После этого Туадера встретился с президентом Путиным на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Теперь же, по данным ряда СМИ, бойцы «ЧВК Вагнера» занимаются личной охраной Туадеры. Могли ли за убийством российских журналистов стоять соотечественники-наемники, вряд ли станет известно. Если они там есть и охраняют президента, местные официальные лица легко найдут кого-нибудь, кто признается в нападении на россиян.

Поверят ли в это некоторые коллеги Джемаля, Расторгуева и Радченко? Конечно же, нет. Хотя, судя по тому, что, по словам людей, бывавших в ЦАР, там могут убить и за 10 долларов, сумма в 8,5 тысяч, которая предположительно была у съемочной группы с собой, тоже выглядит как весьма правдоподобный повод для нападения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию