16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.33 / ₽ 8240
  • RTS1163.50
10 декабря 2009, 04:53 МакроэкономикаПраво

Депутаты придумали наказание неопасным бизнесменам

Лента новостей

Госдума приняла во втором чтении поправки в закон о введении в действие наказаний в виде ограничения свободы. Если поправки вступят в силу, то за незначительные наказания можно будет не сажать, а ограничивать в свободе

Птица в клетке. Фото: C a f r i n e /flickr.com
Птица в клетке. Фото: C a f r i n e /flickr.com

Госдума 9 декабря приняла во втором чтении поправки в закон о введении в действие положений Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ о наказании в виде ограничения свободы. Если поправки вступят в силу, то за незначительные нарушения можно будет не сажать, а ограничивать в свободе. Уже есть и адресная группа: эту меру собираются применять к неопасным бизнесменам.

О сути нововведения рассказал первый зампредседателя комитета по законодательству, депутат-единоросс Владимир Груздев: «В уголовное законодательство вводится новый вид наказания — «ограничение свободы»». Он пояснил, что эта норма предусматривает ограничения для осужденного по перемещению, месту работы и учебы, а контроль за исполнением установленных ограничений будет возлагаться на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Ограничения свободы, по словам Груздева, может назначаться судом на срок от 2 до 4 лет в качестве основного вида наказания за преступления малой и средней тяжести.

«В случае если осужденный не будет исполнять обязательства по ограничению свободы, то оставшаяся часть наказания может быть заменена, по решению суда, лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. Такая мера стимулирования (осужденного) предусматривается одной из поправок», — цитирует слова депутата «Интерфакс».

Тем же, кто встал на путь исправления и не нарушил условия несения наказания, полагается своего рода бонус. Как рассказал Груздев, поправки, например, регламентируют, что одним из таких поощрений может стать «разрешение на проведение отпуска вне территории отбывания наказания». Груздев считает, что введение ограничения свободы в качестве отдельного вида уголовного наказания позволит не только разгрузить тюрьмы и СИЗО, но и внесет существенный вклад в декриминализацию общества.

«Ограничение свободы может активно применяться в отношении лиц, обвиняемых в совершении экономических преступлений. Очевидно, что такие люди не представляют физической опасности для окружающих. Нет смысла их изолировать и отправлять в криминальную среду», — заключил депутат.

Адвокат юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Стрельников отметил, что такая мера как «ограничение свободы» соответствует западным аналогам и зарубежной практике, где в рамках одного вида наказания применяется гораздо больше способов его применения. Особенно отличаются в этом плане США.

Правда, он отметил, что мера «ограничение свободы», как впрочем, и арест, раньше присутствовала в законодательстве, поэтому нельзя говорить о ней как о нововведении. «Мы изначально пошли по пути заимствования западного опыта и норм законодательства, и такие меры как ограничение свободы и арест содержались еще в первоначальной редакции УК. Эти меры пролонгировали очень долго, просто не было возможности их применить, так как не было ни арестных домов, ни материальных возможностей, чтобы нацепить те же браслеты, — сказал юрист, высказав предположение, что, «значит, теперь такие возможности появились».

Положительно оценила поправки председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. (Яковлева сама в 2006 году попала в СИЗО по уголовному дел,у инициированному ФКСН, и находилась там до освобождения под подписку о невыезде. Затем она была полностью оправдана судом, и не последнюю роль в счастливом завершении этой истории сыграла широкая общественная поддержка). «Ограничение свободы предусматривалось законодательством, но, по сути не применялось. Мера эта в любом случае полезная, и, например, в законодательстве США насчитывается 18 видов разнообразного наказания. Это не только всем известные браслеты, но и арест активов, и многое другое», — заявила BFM.ru общественный деятель.

Однако она усомнилась, что в нынешних условиях и, учитывая коррупционный тренд, ограничение свободы вместо ее лишения получит широкое распространение.

«У нас основное желание правоохранительных органов, которое на их языке называется ходатайство, заключается в том, чтобы арестовать и посадить обвиняемого. А суды, к сожалению, идут у них на поводу в большинстве случаев. И желание посадить человека преобладает и в делах экономического содержания», — пояснила Яна Яковлева.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию