16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
30 августа 2018, 00:00 Финансы

Артем Далевич: «Приходит невежда, который не знал, что что-то невозможно, берет и делает»

Лента новостей

Член Молодежной гильдии Московской торгово-промышленной палаты, советник президента МТПП Артем Далевич рассказал Business FM, чем молодежный бизнес отличается от «взрослого» и какие возможности для развития есть у молодых предпринимателей в российской столице

Артем Далевич.
Артем Далевич. Фото: МТПП
Начинающие бизнесмены не могут похвастать опытом: ни житейским, ни деловым. У них могут возникнуть сложности с финансированием: если у начинающего бизнесмена нет успешных проектов, нет имени и связей в деловой среде, рассчитывать на привлечение средств инвесторов и уж тем более — получение банковских кредитов, не приходится. И, наконец, третий момент — это отношение опытных предпринимателей. В силу разницы в возрасте многие успешные бизнесмены не воспринимают всерьез молодых коллег. Можно ли превратить эти три недостатка в преимущества?
Артем Далевич: У зрелых предпринимателей богатый опыт часто очень сильно давит. Воспоминания о каких-то совершенных ошибках, опасных последствиях не дают пойти на здоровый риск. Или, например, опыт предыдущих попыток говорит о том, что что-то делать в принципе не имеет смысла, потому что это невозможно. А тут приходит невежда, который не знал, что что-то невозможно, берет и делает. Если мы говорим про трудности с получением финансирования, то, на самом деле, молодого предпринимателя лучше вообще не финансировать. Лучше первый бизнес делать с минимумом вложений и реинвестировать деньги с первых продаж. У меня есть один знакомый, он сказал такую фразу недавно, что я бы себе молодому ни рубля инвестиции не дал, потому что полную ерунду хотел делать. И третий недостаток, который, на самом деле, является преимуществом, — это про снисходительное отношения зрелых предпринимателей к молодым. Это самый большой мотиватор для того, чтобы доказать всем на деле, что ты из себя представляешь.
Что нужно делать молодым людям, которые хотят начать свое дело?
Артем Далевич: Лучше всего получать какой-то опыт уже в бою, а не в теории. И не свалиться, не дай Бог, в какие-то циклы личностного роста, когда думаешь: ну, вот, сейчас я этому еще научусь и точно начну. Или — мне нужно еще познакомиться с каким-то количеством людей, и тогда точно начну. Нет, надо начинать с чего-то простого, с элементарных вещей. И если уж говорить про молодых предпринимателей, то очень хорошо, когда первый опыт негативный. То есть, здорово провалить первую продажу, составить кривой договор, подобрать безответственного подрядчика, задержать сдачу заказа. Не специально, конечно, неумышленно. Оказавшись в такой ситуации, ты начинаешь понимать, как из нее выбраться. И, конечно, еще лучше научиться никогда в такую ситуацию больше не попадать.
То есть, ошибок бояться не нужно?
Артем Далевич: На самом деле, если у молодого предпринимателя все идет слишком долго без сучка и задоринки, то у него может появиться синдром супергероя, когда ему кажется, что за что бы он ни взялся, у него все получается. Это очень опасно в бизнесе, потому что возьмешься за что-то не то и можешь сильно прогореть, потерять все. А ошибки совершать — это хорошо потому, что с каждой такой ошибкой, если ты из нее выбираешься, ты получаешь тот самый драгоценный опыт, который отличает молодого предпринимателя от зрелого.
Нужны ли молодым бизнесменам как-то особенные преференции?
Артем Далевич: Если молодым предпринимателям изначально дать какие-то суперльготные условия, упрощенные правила игры, то им сложно будет потом адаптироваться в реальные, достаточно жестокие, условия внешней среды. Что, тебе исполняется 35, и после этого у тебя ломается бизнес-модель, ломаются все финансовые планы? Можно просто оказать медвежью услугу молодым предпринимателям, показав им, что вести бизнес очень просто, очень легко, ты очень мало что кому должен.
Что нужно делать для развития молодежного предпринимательства?
Артем Далевич: Делать нужно многое, и много что сейчас уже делается. Но есть то, что делать точно не стоит. Не стоит агитировать молодежь обязательно заниматься бизнесом. Кто уже принял для себя решение стать успешным и богатым предпринимателем, тому мотивация дополнительная не нужна. А если убеждать открыть бизнес тех, кто к этому изначально не предрасположен, то можно получить большое количество разочарованных предпринимательством молодых людей. Получается, что они в это время могли бы спокойно заниматься своим любимым делом, получать за это свою стабильную зарплату. А иногда для экономики грамотный специалист, который свое дело любит, — это намного полезнее, чем неудачливый предприниматель.
Предпринимателям, особенно молодым, крайне важно обмениваться опытом — как с такими же начинающими бизнесменами, так и с опытными. Какие возможности для этого есть Москве?
Артем Далевич: Огромное количество мероприятий, на которых можно получить нужную информацию, можно познакомиться с нужными людьми, а эти знакомства потом приводят к получению нужного опыта. Знакомишься с такими же молодыми предпринимателями, узнаешь, как они выбрались из трудных ситуаций, берешь себе на вооружение какие-то хитрости — примерно это и происходит у нас в Молодежной гильдии при Московской торгово-промышленной палате. Там очень открытые к общению люди, которые не стесняются делиться своими как позитивными, так и негативными историями. И это очень полезно.
Мы знаем, что Московская торгово-промышленная палата организует для молодых предпринимателей деловые завтраки. И Марина Шматова, которая ведет в МТПП тему молодежного бизнеса, регулярно приглашает на такие завтраки интересных людей. Как все это происходит?
Артем Далевич: Есть один конкретный ресторан, в котором фактически с самого начала собирается молодежная гильдия, каждый понедельник в 9 утра, в двух шагах от Московской торгово-промышленной палаты. Обычно Марина заранее анонсирует в соцсетях, что придет какой-то один человек или несколько интересных людей. Это возможность выбрать для себя: не ходить же каждую неделю, многим это не очень удобно, а вот на эту тему я с удовольствием пойду, с этим человеком познакомился бы. Например, бывают те, которых просто так, например, в соцсетях не достать. Иногда даже на конференции такого не выцепишь, а он раз — и пришел, и сидит с тобой завтракает. И я думаю, что такие форматы полезны были бы не только молодым предпринимателям. Почему бы и не собираться так уже зрелым, опытным? Ну, ладно, не завтрак — обед и ужин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию