16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.17 / ₽ 8390
  • RTS1160.60
31 августа 2018, 11:16 Технологии

Исполнительный директор «Роскосмоса» рассказал о ситуации на МКС

Лента новостей

По его словам, на образовавшуюся трещину планируется установить вторую заплатку поверх первой. Угрожает ли что-то тем, кто находится на станции?

Фото: Пресс-служба Роскосмоса/ТАСС

Обновлено в 13:05

Экипаж МКС подтвердил герметичность заплатки на отверстии, образовавшемся в корабле «Союз». Утечки воздуха уже нет, давление остается стабильным, следует из переговоров экипажа с Землей.

Ранее сообщалось, что на месте заплатки образовалось вздутие. Российские агентства приводили данные со ссылкой на портал Spaceflightnow.com, согласно которым микротрещину в российском «Союзе» заделали герметиком и медицинской марлей. «Интерфакс» писал, что повреждение заклеили каптоновой лентой. Это специальный термостойкий материал, из которого делают внешние слои скафандров.

Судя по отчету NASA, на корабле образовалось сразу два отверстия, одно из них сквозное. «Роскомос» позднее сообщил, что не располагает данными о второй трещине.

«Союз» на орбите с июня. Как сообщил источник РИА Новости, специальная комиссия разбирается, почему образовалось такое повреждение. Возможно, в корабль попал микрометеорит или космический мусор. На низкой околоземной орбите скорость полета — 8 километров в секунду, и даже небольшой предмет можно сравнить с пулей.

Либо трещина — следствие производственного брака. Однако при испытаниях корабля на Земле и за время на орбите проблем с герметичностью не было.

В любой непонятной ситуации проще всего списать все на микрометеориты и мусор, но это никак не вяжется с тем, что трещин, согласно первоначальной информации, несколько. Скорее всего, дело в производственном дефекте, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

— «Союз» тестируется, как и все корабли, в вакуумной камере, чтобы не было никаких утечек. Этот этап, конечно бы, прошел, и прошел хорошо, но в случае человеческих отклонений при изготовлении после вывода на орбиту идут нагрузки при стыковке, и уже в стыкованном состоянии идут нагрузки, связанные с динамикой самой станции. Она движется, поскольку массы-то все-таки большие, и, если что-то недоработано, как раз получается похожая картина образования микротрещин — либо в районе стыковочного узла, либо в районе стыковки между бытовым и спускаемым аппаратом, либо вообще изначально была заложена возможность появления таких трещин. Если утечка прекращена, оставаться можно. На станции достаточно воздуха, можно восполнять небольшие утечки, это всегда предусматривается. А вот если будет продолжаться утечка, и сильно, вот тогда начнутся серьезные неприятности.

— По поводу марли и герметика. Что за новые технологии такие? Марля на борту «Союза» — это нормально?

— Если видно, где трещина, для того чтобы ее заклеить, годятся любые подручные средства — эпоксидный клей, изолента. Если они выбрали герметик и марлю, значит, считают, что это надежнее. А то, что там образовалось вздутие, несколько непонятно, конечно, но, поскольку это все со слов пересказано, трудно сказать, что там. Давит-то изнутри, значит, не вздутие должно образоваться, а наоборот.

Повреждения обнаружили около одного из люков в бытовом отсеке. В NASA заявляют, что диаметр сквозной трещины — около 2 миллиметров.

Российские члены экипажа МКС в ходе переговоров с Центром управления полетами заявили, что диметр повреждения — от 3 до 4 сантиметров По словам одного из космонавтов, трещина похожа на небольшое просверленное отверстие. Но, скорее всего, 3-4 сантиметра — все-таки длина трещины, говорят эксперты.

На трещину думают установить вторую заплатку поверх первой. Об этом заявил Business FM исполнительный директор «Роскосмоса» Сергей Крикалев. По его словам, делается это для гарантии, а не из-за того, что с первой заплаткой якобы что-то не так, она демонстрирует абсолютную герметичность. По крайней мере, судя по ночным тестам.

— Это не специальное решение, просто процедура: сначала делают первый шаг, потом второй, потом третий и так далее. Это просто очередной шаг в нормальной процедуре. Специальной комиссии никакой нет, работает в установленном порядке оперативная группа.

— То есть это не потому, что первая попытка не удалась, это последующий шаг?

— Это технология, состоящая из нескольких шагов.

— В настоящий момент не угрожает космонавтам ничего?

— Наверное, какая-нибудь и может угрожать, потому что полеты в космос, так же, как и езда по дорогам, является потенциальной опасностью, и говорить, что никакой опасности не угрожает, будет, наверное, неправильно. Но с точки зрения вот этой течи, которая есть, нет, она ликвидирована. Течь не угрожает.

По словам Крикалева, для наиболее удобного наложения второго слоя герметика первый должен был быть плоским, но он получился вздутым, как горб, и этот наплыв появился, потому что космонавты замазали пробоину большим количеством эпоксидной смолы для надежности.

Комментирует ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:

— Не вздутость, а впуклость, вмятина. Внутри давление, ясное дело, больше, а снаружи совсем маленькое. То есть, если какое-то вздутие, это уже свойство некоего материала, который при затвердевании может слегка увеличиваться в объеме. Такое, в общем, бывает, и на самом деле здесь не приходится удивляться.

— Но ведь наверняка рассматривается еще и вопрос о возможном увеличении трещины.

— Такие, конечно, соображения немедленно возникают. Самый надежный способ анализа таких вещей — просто моделирование на земле. Но есть же отличие того, что полетело, от того, что на земле. Судьба станции вряд ли подвергается сейчас опасности, но вот с этим «Союзом» что-то надо, конечно, сделать. Самое надежное решение — заменить его другим «Союзом». В каком режиме это возвращать? Мне кажется, что здесь риски не очень большие при возвращении, потому что бытовой отсек не входит в атмосферу, то есть он совсем недолго должен использоваться, а может, не используется вовсе. То есть в спускаемую капсулу могут быть помещены космонавты, и тогда вообще все будет нормально.

Утечка воздуха и падение давления произошло на Международной космической станции 30 августа. И NASA, и российская сторона уверяют, что все системы МКС стабильны, а экипаж 31-го числа планирует вернуться к обычному графику работ.

Однако Виктор Савиных, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, участник знаменитой миссии на «Салют-7», говорит, что в такой ситуации нужно однозначно возвращать экипаж на Землю:

Виктор Савиных летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза «В моей практике такого не случалось. Всегда что-то случается впервые. Это, видимо, как-то предусматривали, если взяли с собой что-то, чтобы заткнуть дырку. Заткнуть дырку в космосе — это смешно, нужно срочно садиться, пока все не развалилось. Рисковать космонавтами нельзя».

Это не первая неполадка в этом году на МКС. Недавно в японском модуле американского сегмента Международной космической станции возникли проблемы с системой терморегулирования. В жилой отсек просачивалась влага, и астронавты боролись с «испариной», которой покрылись стенки модуля, с помощью бумажных салфеток и полотенец. Кроме того, в американском сегменте МКС выходила из строя одна из систем удаления углекислого газа, и астронавтам пришлось самостоятельно ее ремонтировать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию