Автопортрет и Обнажёнка — главные темы Арт-недели
Лента новостей
Отстучали лондонские аукционисты. Пора возвращаться на столичную арт-сцену. А столица разразилась серией выставок, каждая из которых объединена большой темой
- Автопортрет: актуальные художники их собственными глазами
- «Обнажёнка» XX века в Доме Нащокина
- К Кандинскому в Барвиху на электричке
Отстучали лондонские аукционисты. Пора возвращаться на столичную арт-сцену. Сквозные темы и жанры открытых в Москве очень неожиданных выставок проследили в «Арт-неделе» Дмитрий Буткевич и Валерия Галлай.
Интересно, что это? Веяние времени, — такое обилие «кураторских проектов»? Или моноэкспозиции, то есть выставки одного автора, проводить надоело, из моды вышло?
Как бы то ни было, столица разразилась серией выставок, каждая из которых объединена большой темой. Задал тон музей имени Пушкина. Здесь в основном здании, прямо в Белом зале открылась большая экспозиция «Лики истории в западноевропейской живописи XIX века». Задумка вполне понятная: историзм всегда привлекает внимание публики, которая с удовольствием разглядывает знаменитую «Смерть Марата» кисти Жака-Луи Давида, пусть это всего лишь четвертая, как говорят, копия, сделанная в мастерской художника. Да и участники подобрались солидные, — одна Tate Britain чего стоит! Но ... кураторский замах Пушкинского музея попал в пустоту. По какому принципу выстроена экспозиция, почему так много работ второстепенных авторов, — неясно.
Автопортрет: актуальные художники их собственными глазами
Зато устроителям выставки «Автопортрет» в том здании Московского музея современного искусства, что на Тверском бульваре, как нам показалось, удалось донести до зрителей свою идею. Она формулируется так: художественная самоидентификация ярчайших представителей российской арт-сцены. 56 авторов: все виднейшие деятели современной арт-сцены. От «классиков»-шестидесятников до молодых «актуальщиков». От Янкилевского и Гороховского до Шорина и Беловой с Политовым. Очень забавно выглядит автопортрет одного из лидеров нынешнего художественного процесса Дубоссарского, датированный серединой 1960-х. Реалистический. Хотя, честно говоря, не особенно мастеровитый.
Вот здесь, пожалуй, и проявилось главное отрицательное ощущение от «Автопортрета» на Тверском. Нам явно не хватило, — даже не просто реалистических портретов, а именно хорошо нарисованных работ. Изобразительного начала. Все больше встречались разные фотоколлажи и инсталляции.
В ответ Ирина Филатова, куратор галереи «Файн Арт», которая и устроила выставку, заметила, что главным принципом была полная свобода для авторов. То есть просто определили фамилии участников, а дальше — те делали, что хотели. Или что могли?
«Обнажёнка» XX века в Доме Нащокина
Идея выставки в галерее «Дом Нащокина» ясна каждому. Да и испортить ее трудно. Впрочем, директор «Нащокина» Наталья Рюрикова, которая руководит галереей уже 15 лет, ошибок никогда не допускает.
Фото: Анна Ляленко/BFM.ru
Тема — наиблагодатнейшая. Жанр — более чем академический. «Обнаженная натура. XX век» — так называется экспозиция, в которой демонстрируется сотня «ню» в исполнении лучших представителей фактически всех направлений в русской живописи XX века.
Фото: Анна Ляленко/BFM.ru
Более 100 экспонатов, выполненных в жанре «ню». Графика, живопись и скульптура не только представителей авангарда и андерграунда, но и вполне принятых официальным искусством художников.
Кончаловский, Кустодиев, Серебрякова, Лентулов, Малявин, Гончарова, Фальк, Зверев, Краснопевцев, Назаренко, Удальцова, Любаров, великолепный Машков... Любопытно посмотреть, как многие западные художественные течения нашли свое преломление в творчестве русских мастеров прошлого века, существуя параллельно с официальной советской живописью. Да и на то, как, собственно, при соцреалистическом «кризисе жанра ню», вообще изображалась нагое тело. Женское, или мужское…
Фото: Анна Ляленко/BFM.ru
Главный акцент в экспозиции сделан на картине Петра Кончаловского «Купание Красной конницы». Пять обнаженных мужчин, великолепные кони около входа в реку. В центре, говорят, Кончаловский изобразил самого себя. Автопортрет, вот и таким быть может, знаете ли.
Внушительных размеров полотно (3,5 на 4,5 метра), было написано художником в 1928 году к десятилетию Красной армии. Тогда же единожды и было показано. По понятным причинам, полотно было признано «неудачей» художника. Не спасло и название: кстати, кроме него, ничто больше и не указывает на принадлежность изображенных мужчин к какой-либо армии вообще. В результате больше никто картину никогда не видел. Из запасников Музея Вооруженных сил ее вытащили как раз по просьбе организаторов выставки.
Зайти в одну из старейших частных галерей в Москве — «Дом Нащокина» — стоит в любом случае. Здесь, в старинном особняке в центре Москвы, неподалеку от Триумфальной площади, принадлежавшем другу Пушкина известному меценату и покровителю искусств, Павлу Нащокину, много залов, закоулков, ниш, лестниц и переходов. Сейчас все они заполнены изображениями «обнажёнки» из различных частных коллекций. Наверху в двух залах — графика, далее — живопись, в подвальных залах, как и должно быть — работы нонконформистов и авангардистов. Кстати, интересная деталь, — почти половина из 100 представленных работ происходит из коллекции нашего старинного приятеля Андрея Поспелова. Он известен как крупнейший собиратель графики нонконформистов в стиле «ню». Для этой выставки привлекли более 40 работ из его собрания. Андрей очень забавно ответил на наш вопрос о цене его работ: да здесь один Машков (кубистическая бубнововалетская обнаженная 1912 года) стоит как два-три таких «подвала».
К Кандинскому в Барвиху на электричке
В концертном зале «Барвиха Luxury Village» Культурный фонд «Арт-Хроника» провел церемонию вручения Третьей премии Кандинского — крупнейшей российской награды в области Современного Искусства.
Организаторы постоянно радуют зрителей оригинальными сценарными решениями. На первой, помнится, премии, парный конферанс демонстрировали «Синие носы». (Художественная группа, ставшая тогда скандально известной из-за запрета Минкультом выставки во Франции). На сцену то и дело выбегали «целующиеся милиционеры».
Сейчас было ещё забавнее. Само вручение Премии прошло в семисотместном барвихинском «Доме культуры» (то есть в Киноконцертном комплексе). В конце концов, большинству випов, живущих по соседству, туда добираться ближе и приятнее, чем, например, в винзаводовские трущобы. Как рассказал нам глава Попечительского совета Премии Кандинского Шалва Бреус: некоторые рублевские жители говорили ему: что ж мы к тебе в тапочках что ли пойдем? И все же пришли очень многие. Так что в списке присутствующих випов оказались не только Петр Авен, Александр Гафин, Валентин Юдашкин, Константин Ремчуков, Федор Бондарчук и знатная рублёвская тусовщица Собчак.
Ну, а для всех остальных устроители приготовили подарок. Наняли спец-электричку до полустанка «Барвиха», который расположен на усовской одноколейке. Вдохновляясь при этом, естественно, подвигами незабвенного Венички Ерофеева, который некогда с приятелем нанял два вагона с локомотивом. Нас же везли в семи вагонах. Представляете себе картину: на Белорусском вокзале в 7 часов вечера — толпа из двухсот с лишним людей (художников, галеристов, арт-критиков и прочих журналистов) около громадной елки ждут объявления: электропоезд до Барвихи отправляется с пятого пути; поезд проследует без остановок. Это чтобы вовремя приехать, без пробок. И действительно, домчались за полчаса. Для многих путешествие было почти откровением. На обратном пути, в полдвенадцатого, совсем в духе Венички, разливали водку с томатным соком.
И, как апофеоз этой феерической поездки, гаишники перекрыли движение на Рублёвском шоссе минут так на десять. Пока длинный хвост неторопливо беседующих об искусстве художников и критиков втягивался в Люксовую деревню. Где после часового светского коктейльного общения и началась церемония вручения. На сей раз, впрочем, более походящая на столь популярные ныне, но малопонятные в Барвихе лекции о современном искусстве (пусть погружаются). Вел церемонию Леонид Парфенов, который, помимо презентационных роликов на темы «Искусство и власть» и «Искусство в массы», метко комментировал длинные речи выступающих, отметив в том числе, что он завидует всем, кто имеет отношение к современному искусству: «понятие хронометраж, похоже, им вовсе не ведомо».
В перерывах между лекциями присутствующих развлекал этно-джаз в исполнении Федорова (группа «Аукцыон») и Волкова («Волковтрио»). Опять вернемся к Шалве Бреусу, который делился с нами наболевшим: как только начался этно-джаз, рублёвские сразу стали уходить: «А ведь я их спрашивал заранее: будете слушать. Все отвечали: конечно, давай этно-джаз свой». Не знали что ли, что это такое...
Премия Кандинского, победители. Фото: Сергей Шахиджанян/Артхроника
В результате, за овсяную кашу, iPod и фетиши из корешков и веревочек были вручены три «Кандинских». Главная премия размером в 40 тысяч евро досталась Вадиму Захарову. Хотя мы, как большинство коллег, болели за Колю Полисского. В разделе «Медиа-Арт» приз (10 000 евро) получили художники Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин. 7 тысячами евро был отмечен молодой тувинский художник Евгений Антуфьев.