16+
Среда, 19 декабря 2018
  • BRENT $ 56.60 / ₽ 3804
  • RTS1097.50
12 октября 2018, 10:22 Технологии

Запуск «Союза»: опять что-то пошло не так. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

На борту во время аварии находились космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг. Как случившееся скажется на российской космической программе?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

После запуска с космодрома Байконур ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» произошла авария. На борту находились космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг. Они остались живы, так как катапультировались и были извлечены из спускаемого аппарата в хорошем состоянии.

Причины аварии пока не установлены. Предполагается, что один из блоков в верхней части не отделился и ударил нижней частью по второй ступени. После аварийно выключился ее двигатель.

Корабль разделился на отсеки и выпустил парашют с капсулой, в которой экипаж благополучно спустился на землю. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту аварии по статье «нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее причинение крупного ущерба». Какие последствия эта авария будет иметь для российской космической программы? Ситуацию комментирует Георгий Бовт.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин нашел в истории с аварией космического корабля хорошую новость. Она заключается в том, что система аварийного спасения экипажа сработала блестяще. Кстати, такой системы спасения, созданной еще советским генеральным конструктором Королевым, не было на американских многоразовых кораблях Space Shuttle. Больше в этой истории хороших новостей нет.

В принципе, это не первая авария такого характера с кораблем «Союз», хотя они были очень редки. Этот аппарат советской разработки 60-х годов прошлого века считается надежным. Самый «свежий», если можно так выразиться, случай был в 1983 году, когда ракета взорвалась на старте, но тогда космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов успешно катапультировались. А еще ранее, 14 декабря 1966 года, произошла аналогичная ситуация на старте: пожар на ракете, взрыв — и тоже система спасения сработала.

Аварии в космонавтике случаются, однако нынешняя имеет отчетливый международный и политический аспект. До выяснения причин аварии полетов на МКС не будет. Если новый экипаж не будет доставлен на МКС к началу следующего года, то с большой вероятностью МКС впервые за многие годы останется вообще без экипажа. Между тем на выявление причин нынешней аварии может уйти до трех месяцев. На сей раз проверке подвергнется самарский Ракетно-космический центр «Прогресс», где изготавливаются блоки ракеты «Союз-ФГ».

Причем ведь еще у всех в памяти разгоревшийся скандал, связанный с дыркой в обшивке пристыкованного к МКС предыдущего космического корабля «Союз», по поводу которой глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин успел сделать целый ряд скандальных заявлений, намекая на то, что дырку проделал кто-то из экипажа МКС. А еще ранее он грозил американцам: если те будут усердствовать с антироссийскими санкциями, им придется отправлять в космос астронавтов с батута. Кстати, возвращать нынешний экипаж МКС на землю придется как раз с помощью того самого «Союза-9», в обшивке которого обнаружена дырка.

Несмотря на конспирологические заявления по поводу дырки в обшивке, главное подозрение все равно пало на российских производителей корабля, что не может вкупе с нынешней аварией не бросить тень на всю российскую космическую программу. Притом в тот самый момент, когда подходит к концу контракт с NASA относительно доставки экипажей на Международную космическую станцию, а также в канун переговоров с тем же NASA относительно будущего сотрудничества России и США в космосе и о роли России в строительстве международной космической станции на лунной орбите.

Любые свидетельства ненадежности нашей техники также сильно ухудшают наши позиции на рынке коммерческих космических запусков. А если еще и при расследовании этого происшествия выяснится, что первопричиной стала либо халатность, либо откровенный саботаж на земле?

Прежние аналогичные аварии с «Союзами» не вызывали разговоров о том, что они стали следствием технологической и профессиональной деградации российской космонавтики. Нынешняя — вызовет наверняка. Хотя надо отдать должное американцам из NASA: они пока воздерживаются от злопыхательских заявлений по поводу российской техники.

При этом авария «Союза» наверняка подстегнет разработку американских пилотируемых кораблей, которые, как ожидалось, будут готовы к началу 2020-х годов. Будет наверняка активизирована разработка американского двигателя ВЕ-4 для замены советского РД-180. Активно продвигаются к своим целям и частные американские разработчики пилотируемых космических кораблей. Еще три-пять лет — и они смогут полностью вытеснить советские разработки полувековой давности.

Про всякую технику известно, что она не может работать вечно и что всякие старые разработки, которые некогда являли собой образцы передовых технологий, перестают работать в новых условиях. Хотя вроде и модель все та же, и технологии не менялись ничуть. Однако на фоне сокращающихся государственных ассигнований и пренебрежения к науке вообще упала культура производства, утрачивается инженерная культура. Именно это становится роковым фактором.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию