16+
Четверг, 15 ноября 2018
  • BRENT $ 66.15 / ₽ 4407
  • RTS1131.58
24 октября 2018, 12:30 Технологии

Нет страховки — нет и полетов «Союзов»?

Лента новостей

Пуски, которые планировались на 3 и 18 ноября, якобы могут не состояться. Причина в том, что «Роскосмос» не успеет до этих дат застраховать гражданскую ответственность при запуске. Что говорят в госкорпорации?

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Обновлено в 16:06

Проблемы со страхованием запуска грузового корабля «Прогресс» к МКС не приведет к переносу даты старта, заявили в «Роскосмосе». Ранее источник в ракетно-космической отрасли сообщил РИА Новости, что новые пуски ракет, намеченные на 3 и 18 ноября, под угрозой, если «Роскосмос» не застрахует гражданскую ответственность при запуске.

Застраховать не получается, потому что никто не захотел страховать первый запуск «Союза-ФГ» после аварии 11 октября. Страховые компании не подали ни одной заявки на участие в открытом запросе предложений, следует из информации на сайте госзакупок.

При этом вот что пресс-служба «Роскомоса» заявила «Ленте.ру»: «Мы уже пару раз ловили подобные «источники» на том, что какие-то околокосмические эксперты на кухне из воздуха берут информацию и распространяют ее. Комиссия продолжает свою работу. На следующей неделе [итоги расследования] точно будут объявлены, до тех пор мы не комментируем подобную информацию».

3 ноября должна полететь ракета «Союз-2.1б» с космическим аппаратом «ГЛОНАСС-М», на 18 ноября намечался старт «Союза-ФГ» с грузовым кораблем «Прогресс МС-10».

Никаких сбоев в сотрудничестве «Роскосмоса» со страховщиками нет, все пуски космических кораблей пройдут в назначенное время, заявили Business FM в госкорпорации. Сроки запуска еще не утверждены, пока решаются технические вопросы, сказал радиостанции глава пресс-службы «Роскосмоса» Владимир Устименко:

— Срок тендера еще не истек. Соответственно, в стадии подготовки сроки запуска еще не утверждены. Поэтому что переносить? Но они все будут произведены согласно утвержденному графику. Утверждать его будут после объявления результатов работы госкомиссии по произошедшей аварии.

— Кто-то подавал уже заявки?

— У нас был момент, когда на тендер заявки поданы не были. Я думаю, что сейчас ситуация изменится, потому что со страховыми компаниями сейчас как раз проводятся консультации.

— Когда заканчивается тендер?

— 30 октября. Никакого пожарного состояния.

— Мы говорили с некоторыми страховщиками. Они утверждают, что их не информируют о расследовании аварии, из-за этого у них сомнения.

— А мы не должны их информировать, мы должны им дать предварительные результаты работы комиссии. Это будет сделано.

— Когда?

— Не могу вам сейчас сказать, но я думаю, что в ближайшее время. Все условия страховщиков в этом плане будут выполнены.

Как бы то ни было, страховщиков понять можно: пока не озвучены причины аварии, которая произошла 11 октября, никто не хочет рисковать, говорит вице-президент «Ингосстраха» Александр Подчуфаров:

— В следующий пуск возможно то же самое, если не нашли причину. Если все будет понятно, рынок пойдет дальше и будет давать котировки. Будут они выше или такие же, как были, трудно сказать.

— До этого момента как вообще будут летать — незастрахованные или вообще, получается, не полетят?

— А вот я, честно говоря, затрудняюсь ответить. Все в руках «Роскосмоса».

— В 2011-2014 годах «Ингосстрах» страховал же «Протон-М», когда тоже там аварийные запуски были.

— Чем отличаются те аварии от этой? Там сразу после аварии была активная работа комиссии. Страховщики участвовали в работе этой комиссии. После того как комиссия закончила работать, ILS, пусковая фирма, которая продвигала «Протоны» на коммерческий рынок, проводила брифинги для страхового сообщества. Можно было прийти и задать вопрос, получить официальный ответ, полноценные материалы о причинах аварии. С этими материалами на руках разговаривать со страховым рынком. Когда такая информация есть, со страховым рынком работать можно, когда информации о причинах аварии нет, тут каждый выдумывает сам за себя, и, конечно, никто не хочет рисковать.

При запуске 11 октября объектами страхования были сама ракета-носитель и пилотируемый корабль «Союз МС-10». Лимит ответственности страховщика составляет более 4,5 млрд рублей.

Страховщиком была компания «Согласие». Однако на долю «Согласия» придется всего 4% от этих миллиардов, в основном страховая компания будет заниматься организацией процесса выплат. Вся остальная сумма — за счет средств перестраховщиков.

Страхуют космические запуски всегда несколько компаний. В одиночку определенному страховщику тут не справиться из-за больших объемов возможных выплат.

Ситуация беспрецедентная: страховка космических запусков — выгодное дело. Она хорошо просчитывается, и страховщики, как правило, оказываются в выигрыше, а тут, видимо, все настороженно относятся к ситуации, поскольку до сих пор не озвучены причины аварии, говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

— Ситуация меняется плавно в последние годы. Страховые компании уже понесли большие убытки из-за аварии, и, несмотря на то, что они существенно подняли, у нас примерно вдвое больше, ситуация, особенно в свете последней аварии, стала неопределенной. Она трудно просчитываемая из-за статистики. Недостаточно статистики, не так уж много у нас летает аппаратов, и во многом решает уже не чистая математика, а личные представления специалистов, которые этим занимаются. Поскольку ситуация неопределенная, страховщики предпочитают не рисковать. Что касается влияния этой ситуации на запуск, то никакого влияния это не окажет. Вообще, у нас страховка находится в стадии становления нормативно-законодательного, и в любом случае одно дело — программа полетов, а другое дело — страховка. Они друг c другом не связаны.

— А что будет с дальнейшими запусками?

— Они будут идти по плану. Просто, если не найдут желающих страховать, значит, будут без страховки летать. Более того, скажем, во всех странах, кроме Российской Федерации, такие запуски, как пилотируемые полеты, запуски, в которых является заказчиком государство, вообще не страхуются принципиально. То есть исходят из того, что если государству нужно осуществить запуск, то оно осуществит. Оно не обанкротится на авариях.

Наиболее вероятной причиной, приведшей к аварии ракеты «Союз» 11 октября, стало непреднамеренное повреждение 6-миллиметрового штока датчика открытия сопла блока Д. Как рассказал РБК источник, знакомый с ходом расследования, к такому выводу пришли члены аварийной комиссии по итогам совещания в РКК «Энергия». Повреждение якобы произошло при сборке ракеты на космодроме Байконур, оно и привело к развитию нештатной ситуации при разделении ступеней.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию