16+
Воскресенье, 8 декабря 2024
  • BRENT $ 71.05 / ₽ 7064
  • RTS803.62
2 ноября 2018, 10:49 Политика

О чем России договариваться с Кубой? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Россия растеряла позиции Советского Союза, который мог дать подспорье кубинской экономике и не входит в первую пятерку ее финансовых партнеров. Однако потенциал огромен

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Москву впервые с официальным визитом прибыл новый кубинский председатель госсовета и совета министров Кубы Мигель Диас-Канель Бермудес. В том числе он проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Ожидается подписание ряда контрактов, включая сферу военно-технического сотрудничества. Подробнее — Георгий Бовт.

Если Советский Союз некогда был главной и почти единственной опорой кубинской экономики, десятилетиями жившей под американскими санкциями, то Россия эти позиции растеряла. Взаимный товарооборот составил в прошлом году более чем скромные 250 млн долларов. Это в четыре раза меньше, чем у Кубы с Канадой.

Россия даже не входит в первую пятерку экономических партнеров Кубы, список которых возглавляют Венесуэла, Канада и Испания. Ее нет ни в числе крупнейших импортеров кубинской продукции, в основном сельскохозяйственной, ни в числе экспортеров своей продукции на Кубу.

Между тем потенциал тут огромен. Хотя бы потому, что на Острове Свободы есть что модернизировать из советского еще наследства. В ходе визита Мигеля Бермудеса планируется обсудить модернизацию кубинских железных дорог, металлургического завода, атомной электростанции. Имеется совместный проект по добыче нефти.

Интересен и другой проект — с «Роскосмосом» — о создании мобильного комплекса приема данных со спутников дистанционного зондирования Земли. Раньше, правда, на Кубе была станция слежения за США, но она давно уже закрыта решением Владимира Путина: еще в первый его президентский срок, когда мы думали, что с Америкой подружимся.

Кубинская экономика постепенно раскочегаривается, почувствовав импульс в результате хотя и осторожных, но последовательных реформ, начатых еще при Рауле Кастро и продолжаемых Мигелем Бермудесом, за которым Рауль Кастро, ушедший с официальных государственных постов, продолжает присматривать. Кубинские реформы во многом копируют вьетнамские — осторожно и под руководством компартии.

В новой конституции страны даже закреплено право частной собственности. Полмиллиона человек, занятые в сфере мелкого предпринимательства, крестьяне получили право брать в пользование без права продажи до 5 гектаров земли. В результате острота продовольственной проблемы заметно снизилась.

Кубинцам разрешили пользоваться мобильными телефонами, снимать номера в международных гостиницах, более свободно приобретать товары длительного пользования. Сняты ограничения на рост зарплаты, ослаблены ограничения на приватизацию жилья для тех, кто прожил в нем 20 лет. В специальную экономическую зону Мариэль, а также на курорт Варадеро идут иностранные инвестиции, в основном европейские: общий объем составил в прошлом году 2 млрд долларов.

Отношения с Америкой остаются напряженными. «Оттепель», начавшаяся было при Бараке Обаме, при Трампе развития не получила, а обратилась вспять. Нынешний президент продлил эмбарго в отношении Кубы, и пока перспектив улучшения отношений не просматривается.

Казалось бы, можно снова попробовать использовать американо-кубинские противоречия в российских интересах в регионе, прежде всего, военно-политических. Кубу в этом смысле можно назвать «мягким подбрюшьем США». И новое руководство страны действительно готово обсуждать вопросы военно-технического сотрудничества, закупать российские вертолеты и танки. Правда, на российский же кредит — размером около 50 млн долларов.

В условиях выхода Америки из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) 1987 года может возникнуть даже искушение разместить российские ракеты средней дальности теперь на Кубе. Однако не стоит спешить рисовать в голове картину «Карибского кризиса 2.0», когда российские военные корабли плывут к Кубе с ракетами на борту, а президенты Путин и Трамп в пожарном порядке по «горячей линии» пытаются избежать ядерного апокалипсиса.

Нынешнее руководство Кубы вряд ли пойдет на размещение российских военных и тем более ракет на своей территории. Гавана по-прежнему хотела бы избавиться от американской военной базы в Гуантанамо, оставшейся в наследство от дореволюционного режима, но при этом не хочет воевать с Америкой и вообще воевать за дело коммунизма где бы то ни было в мире.

Куба теперь хочет быть нейтральной страной. Если Россия готова ей в этом помочь, особенно за счет кредитов, она будет только рада. Но играть роль «ежа, засунутого в штаны американцам», как Никита Хрущев назвал планы размещения ракет на острове, Куба уже не станет. Просто потому, что это дорого и невыгодно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию