Можно ли предотвратить немотивированные расстрелы? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Массовый расстрел в США вызвал очередной всплеск настроений в пользу ужесточения контроля за огнестрелом. Будет ли Америка ограничивать свободу владения оружием и что говорит статистика о влиянии жесткости закона на количество преступлений против жизни?
В Америке случился очередной массовый расстрел. На сей раз в Калифорнии в одном из баров бывший морской пехотинец 29-летний Йен Дэвид Лонг устроил беспорядочную стрельбу во время танцев и убил 12 человек. Лонг несколько раз привлекал внимание полиции из-за «незначительных происшествий».
По некоторым данным, он страдал психическим расстройством. Президент Трамп уже выразил соболезнования семьям погибших, а также поблагодарил полицию, приехавшую на место преступления через три минуты. Повлияет ли очередной расстрел на свободу владения оружием в США? Комментирует Георгий Бовт.
Всякий раз после очередного массового расстрела в Америке происходит всплеск настроений в пользу ужесточения контроля за огнестрелом. И всякий раз такая волна быстро спадает. Так, после весеннего расстрела в одной из школ Флориды число сторонников ужесточения выросло до 67% населения, а к концу октября упало до 61%. И если среди республиканцев меньше половины поддерживают ужесточение в принципе, то у демократов таких 9 из 10.
Речь не идет об отмене второй поправки к конституции, гарантирующей свободное ношение оружия. Под ужесточением подразумевают лишь меры по усилению предварительного контроля за покупателем оружия, меры по ограничению несанкционированного его использования, возможности запрета автоматического оружия.
Однако даже по последнему пункту среди американцев нет единодушия: большинство категорически против безусловного запрета такого «оружия нападения», но никак не самообороны. При этом лишь десятая часть американцев ставит проблему контроля над оружием на первое место среди других общенациональных проблем.
Общество весьма скептически относится к тому, что новые запреты предотвратят новые массовые расстрелы: в это верит лишь пятая часть граждан. Нынешний расстрел, в котором был использован легально приобретенный пистолет «Глок-21» с увеличенным магазином, оказался 307-м случаем массовой стрельбы в Америке в 2018 году. А калифорнийский городок с экзотическим названием Thousand Oaks, то есть «Тысяча дубов», в рейтинге по безопасности числился на третьем месте в стране.
Однако сам принцип свободного владения оружием по-прежнему не подвергается сомнению на массовом уровне. Право на самооборону видится американцам одним из главных способов сокращения числа насильственных преступлений против личности. И именно вооруженные обыватели по-прежнему убивают больше преступников, чем полицейские, притом что уровень убийств сильно отличается от штата к штату.
Например, он в 14 раз выше в Луизиане, чем в Нью-Гемпшире. Единых правил приобретения и хранения огнестрела на федеральном уровне нет, они сильно отличаются от штата к штату. Это касается и особенностей проверки покупателей, и разрешения на скрытое или открытое ношение, и типов разрешенного вооружения, и даже минимального возраста, когда можно его приобретать.
У нас часто очередные случаи массовых немотивированных расстрелов в Америке пытаются приспособить в качестве аргументов в российских спорах по поводу ужесточения контроля за оборотом оружия. Разумеется, каждый такой случай по-своему ужасает и провоцирует желание каких-то немедленных действий для того, чтобы предотвратить такие трагедии раз и навсегда. Другой вопрос, возможно ли это в принципе в современном обществе? К тому же то, что годится для Америки, далеко не всегда годится для нас. И наоборот.
К примеру, на руках у американцев находится более 300 миллионов легальных стволов, у нас — немногим более пяти миллионов. В Штатах огнестрельное оружие имеется в доме у 40% семей. При этом, несмотря на участившиеся случаи массовых расстрелов, число насильственных преступлений и убийств в последнее время по стране в целом неуклонно сокращается. В прошлом году число убийств на 100 тысяч населения составило 5,3 случая. В несколько раз больше, чем в любой стране ЕС. Однако ниже среднемирового уровня, составляющего 6,5 случая на 100 тысяч населения.
Российские законы владения огнестрелом не в пример жестче американских. Число насильственных преступлений и убийств в нашей стране в последние годы снижается. Тем не менее случаев убийств на 100 тысяч населения у нас сейчас примерно в полтора раза больше, чем в Америке. В прошлом году в США жертвами умышленных и непредумышленных убийств стали 17 238 человек.
В России, по данным МВД, убитыми значились 9738 человек. Однако это только те, кто пал от рук преступников, признанных судом убийцами. Если же взять всех погибших от рук преступников, то их число составило в 2017 году 29 324 человека. Так что, обсуждая всякий раз вопросы контроля за оружием и апеллируя именно к американским примерам, надо учитывать национальную специфику как их страны, так и нашей. А неуравновешенные психопаты найдутся везде.