«Такого кошмара, как в Москве, в Пекине нет»
Лента новостей
При сравнимом количестве жителей и уровне автомобилизации Москвы и Пекина передвигаться по китайской столице проще, чем по российской. Сказываются более грамотный подход к градостроительной политике и тот факт, что в Пекине для проезда чиновников не перек
Количество автомобилей в Пекине с населением 17 млн человек в выходные должно было перевалить за 4 млн. Как уже сообщал BFM.ru, быстрорастущий автопарк — головная боль для чиновников мэрии.
При сравнимом количестве жителей и уровне автомобилизации Москвы и Пекина передвигаться по китайской столице проще, чем по российской. Сказываются более грамотный подход к градостроительной политике и тот факт, что в столице авторитарного, как принято считать, Китая для проезда чиновников не перекрывают трассы. О буднях автомобилиста в Пекине BFM.ru рассказал уже много лет живущий и работающий в КНР предприниматель Вадим Георгиев.
— Много ли машин на дорогах Пекина? Сколько времени уходит в среднем на дорогу из дома на работу и обратно?
— Количество машин увеличивается, но при этом увеличивается и количество дорог. Пекин, в том числе дорожная сеть, стремительно строится. Я переехал из Пекина в Гуанчжоу в конце 2003 года, с тех пор бываю в столице наездами и всегда беру машину. Хотя машин стало гораздо больше, я езжу сейчас по Пекину примерно так же, как и 7 лет назад. Пик непроходимости пришелся как раз на 2003-04 гг., потом к Олимпиаде начали строить просеки, продольно-поперечные, кольцевые, какие угодно. Дорожная сеть Пекина резко выросла с тех пор, и сейчас я, когда приезжаю в Пекин, я езжу при такой же дорожной нагрузке, как это было 7-8 лет назад.
Пекин построен, с одной стороны, как Нью-Йорк, с другой — как Москва. В Пекине в градостроительной схеме очень четко соблюдена продольно-поперечная система, с севера на юг, с запада на восток, но плюс еще к этому есть кольца, Колец в Пекине сейчас, по-моему, пять, строится шестое. Когда я уезжал, их было четыре, строилось пятое. Начиная с четвертого кольца, каждое кольцо является скоростной дорогой, с соответствующим скоростным режимом, и, естественно, начиная со второго, уже нет пересечения на одном уровне, там развязки и т.д. Очень хорошо можно проехать по Пекину, начиная с четвертого кольца. Если это не час-пик, то вы будете ехать на скорости 80-90. На третьем кольце в час-пик — мертвый стояк, но все равно такого кошмара, как в Москве я в Пекине не видел и, наверное, не увижу.
Пекинские власти — не московские, Пекин реагирует на нужды своих горожан стремительно. Научили, слава богу. Элементарный пример, как в Пекине делают пешеходные переходы. Их не копают, а моментально за ночь возводят из металлоконструкций. Может, это некрасиво, зато функционально, они выполняют свое предназначение, разгружают перекрестки, и люди нормально переходят через дорогу на высоте 3-5 метров. Все это маскируется рекламой, в результате выглядит нормально.
— Учитывая такую скорость строительства, о которой вы говорите, качество дорог не страдает?
— Качество не страдает, в Пекине прекрасные дороги. Я очень хорошо знаю Пекин, наверное, даже, могу работать таксистом. Так вот, я знаю всего лишь пару дорог, где вы будете лавировать между ямами и рытвинами, общая протяженность этих кусков, наверное, 10 километров.
— Дороги в Пекине платные?
— Нет, в Пекине до пятого кольца дороги бесплатные. Но как только выезжаешь из Пекина, дороги становятся платными. Параллельно каждой платной дороге по закону обязана идти бесплатная. Полностью бесплатных дорог в Китае нет, то есть даже на бесплатной дороге будет стоять станция отъема денег. Деньги у народа отнимать будут, но совершенно не в тех масштабах, как на платных.
— А въезд в Пекин платный?
— Это касается иногородних машин и называется дин-дин. Дин — это и окончание названия города Пекин, и въезд внутрь по-китайски. Это плата за наклейку на стекло, которая позволяет вашей машине какое-то время находиться в Пекине. Время это недолгое, оно жестко ограничено, если нарушителя поймают, будет ата-та. Сколько точно стоит, не помню, где-то порядка десяти долларов за неделю.
— А как с парковками дело обстоит?
— Более-менее прилично, если мы не касаемся нескольких центральных улиц. Начнем с того, что практически каждый жилой комплекс имеет свою стоянку, наземную или подземную. Кстати, вы не купите машину, если вы не принесете из районной управы справку, что у вас есть место для парковки.
— Получается, в Пекине 4 млн парковочных мест, как минимум?
— Там намного больше парковочных мест. Но требование обязательной парковки вполне выполнимо. Если вы даже рабочий мигрант, у вас есть своя машина и легальный контракт на съем жилья, значит, у вас должно быть и парковочное место. Конечно, если вы не рабочий на заводе, а какой-нибудь менеджер, у вас будет парковочное место под офисным зданием вашей фирмы. Очень часто парковки под офисными зданиями на ночь поступают в общее пользование. За небольшие деньги вы можете, скажем, с 8 вечера до 6 утра под офисами парковать свою машину, но вы должны выехать до наступления какого-то часа. Это очень сильно разгружает пекинские улицы от паркуемых машин.
— То есть в Пекине машины на обочине не бросают?
— Вы знаете, это очень умно сделано, я повторяю снова, пекинские власти знают, что людям нужно, люди заставили их с этим считаться.
— А стоят парковки дорого?
— Парковка стоит от 4 до 20 юаней в час, в зависимости от места, где вы паркуетесь. Доллар — чуть меньше 7 юаней. Вот и считайте.
— Кортежи чиновников. Они движение в Пекине не парализуют?
— Чиновники по Пекину не ездят. Как они перемещаются, я не знаю. Я 7 лет жил в Пекине и ни разу не застрял в пробке, потому что проезжал чей-то кортеж. В худшем случае, от четырех полос главной дороги откусывается одна полоса, по ней проезжают полицейские машины, выставляют конусы, выставляют линейных между конусами — все, эта полоса откушена. По ней проезжает кортеж, все остальные три полосы функционируют в нормальном режиме.
— А какие-то проблемы, например, которые могут быть не знакомы московскому автомобилисту, вы можете отметить? Совершенно специфические вещи есть в Пекине?
— Нет, я бы сказал, что Пекин — это не провинциальный Китай, Пекин — это очень культурный, очень цивилизованный в этом отношении город. Вчерашние бомжи и люди от сохи машины в Пекине не покупают. Конечно, культуры не хватает периодически, но нарваться на абсолютное хамство в автомобильном мире Пекина сложно. Я сказал бы, что пекинские улицы забиты не так плотно, как московские, чувствуешь на них себя комфортнее.
— Надо понимать, что отношение городских властей и проверяющих служб тоже лучше, чем в Москве?
— Я никогда не был московским автомобилистом, поэтому мне сложно сказать, но с каждым моим приездом в Пекин, я вижу, что движение лучше и лучше, ментов на улицах нет. Они отсутствуют как класс. Везде камеры.
—Взятки давать некому?
— Вас никто не доит на улице. То есть, в Китае, не только в Пекине, в Китае вообще, в принципе отсутствует понятие гаишник с радаром. Я за 13 лет в Китае, 12 лет за рулем, я такие картины видел пару раз. Везде камеры.