16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.74 / ₽ 7978
  • RTS1129.50
18 декабря 2018, 12:40 Стиль жизниКультура

«Собибор» не добрался до «Оскара»

Лента новостей

Фильм Константина Хабенского не попал в шорт-лист престижной кинопремии. Картина претендовала на статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»

Фото: кадр из к/ф «Собибор»

Обновлено в 14:24

«Собибор» Константина Хабенского не попал в шорт-лист «Оскара». Военная драма о еврейском восстании в нацистском лагере выбыла из списка претендентов на статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Ранее сообщалось, что идея фильма принадлежит министру культуры Владимиру Мединскому, он же числился сценаристом картины на портале «Кинопоиск», но позже его фамилию убрали из списка авторов.

Есть ли в решении американской киноакадемии конъюнктурность и не связано ли оно с тем, что «Собибор» — это патриотическая картина? Комментирует редактор портала Film.ru Евгений Ухов:

Евгений Ухов редактор портала Film.ru «Я не сказал бы, что «Собибор» — это какое-то событие в нашем кинематографе. Это далеко не звягинские картины. Не думаю, что «Собибор» останется в истории нашего кинематографа. На мой взгляд, эта картина довольно упрощенно показывала историю и, скорее всего, была выполнена, скажем так, в качестве патриотического заказа нашего государства. Такое кино не очень ценится ни у нас в стране, ни где-то за рубежом. Так что претендовать с этой именно картиной на что-то серьезное было, наверное, достаточно опрометчиво. Но это не говорит о том, что Хабенский плохой режиссер или плохой актер. Тем более, что для него это большой этап в жизни. Однако «Собибор» — один из небольших шагов в его резюме. Я думаю, что это было не его решение — выступать именно с этой лентой среди претендентов на «Оскар». Получилось? Получилось — хорошо. Не получилось — нужно двигаться дальше, снимать для зрителей».

В числе претендентов на премию все-таки есть драма российского режиссера Сергея Дворцевого «Айка», выдвинутая от Казахстана. Лента рассказывает о трудовой эмигрантке из Киргизии, которая работает и живет в Москве нелегально. Она рожает и оставляет в больнице ребенка, а потом пытается его вернуть. Актриса из Казахстана Самал Еслямова, сыгравшая главную роль, получила в этом году приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале.

У «Собибора» действительно не было шансов в отличие от «Айки», считает кинорежиссер Алексей Герман — младший.

— Думаю, что у «Собибора» изначально не было никаких шансов по серии причин, я не буду распространяться. На самом деле, на мой взгляд, абсолютно не транспарентное было выдвижение на «Оскар», потому что не все члены оскаровского комитета были предупреждены. Во-вторых, на мой взгляд, было определенное давление со стороны продюсеров «Собибора» на аффилированных с ними членов комитета. Я не буду говорить про «Довлатова», но, на мой взгляд, конечно, у фильма «Лето» было больше шансов. И, конечно, тут тоже несправедливо не сказать, что еще очень плохой политический контекст, тяжелый для русских картин.

— Что вы могли бы сказать по поводу «Айки»?

— Я «Айку» не смотрел, но я считаю, что Дворцевой — выдающийся художник, поэтому я абсолютно не удивлен. Мои друзья, кто видел фильм в Каннах, все были в невероятном восторге и говорили, что это крупное, замечательное произведение искусства. Насколько я понимаю, в Казахстане все-таки экономические рычаги менее влияют на выдвижение, в отличие от России.

— Поэтому решили, видимо, оттуда выдвигать? Или чтобы они не соперничали между собой?

— Скажем так, я думаю, что решение выдвигать из Казахстана было абсолютно верное. Я не считаю голосование оскаровского комитета в России транспарентным.

— Еще вопрос. Мы понимаем, что «Айка» — это тема про трудности мигрантов, она универсальная. Опять же, в политическом контексте сегодня острая. Это могло сыграть тоже какую-то роль в ее выдвижении?

— Я думаю, что играют роль понятность, художественные достоинства, эмоции. Не думаю, что политический контекст с точки зрения того, что это фильм об эмигрантах, как-то повлиял, потому что фильмов об эмигрантах очень много делается. Ими заполнены кинематографии, особенно европейские. А вот талантливых фильмов об эмиграции делается мало, поэтому я считаю, что именно художественные достоинства «Айки» и позволили на этом этапе выстоять.

Любая академия — это субъективная оценка, но и не последнюю роль могла сыграть политичесская обстановка, считает продюсер, член российского оскаровского комитета Федор Попов.

— Это могло не совпасть с их вкусом. Дальше можно предположить, что, учитывая современную ситуацию, здесь не без политики. Понятно, что, может, не все, но кто-то из членов политизирован. Тем более, сейчас резолюция была принята в ООН о противодействии героизации нацизма, неонацизма, и там против были только Украина и США. «Собибор» — явная картина против нацизма. Можно при желании соединить эти два факта.

— Почему наш российский оскаровский комитет выбрал именно «Собибор»?

— Когда у нас проходило голосование, я был за границей, в больнице. Первый год не участвовал в этом деле. То есть я не был на заседании, поэтому не слышал аргументы коллег. Каждый бьется в меру своего лоббистского ресурса, вот у нас так формируется шорт-лист. Хотя, по идее, он должен формироваться, исходя из прокатных успехов и фестивальных успехов картины. Еще третий фактор может влиять — уже связанный с Америкой, потому что у них свои предпочтения. Есть картины, которые как бы у нас имели фестивальную судьбу, но для них они не являются какими-то особенными. Лицо национальное должно быть у картины, то есть нечто уникальное. Почему там выигрывают иногда иранские картины, китайские.

Конкуренцию в борьбе за премию картине Дворцевого составят восемь фильмов. Среди них японская картина «Магазинные воришки» — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию