16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
11 января 2019, 14:20 Общество

«Досье»: за съемочной группой Орхана Джемаля перед убийством велась слежка

Лента новостей

К преступлению мог быть причастен местный жандарм, считают расследователи проекта Михаила Ходорковского центр «Досье»

Цветы у Дома журналиста в память о троих убитых в Центральноафриканской Республике журналистах.
Цветы у Дома журналиста в память о троих убитых в Центральноафриканской Республике журналистах. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Обновлено в 14:20

Проект Михаила Ходорковского центр «Досье» представил результаты расследования гибели российских журналистов в Центральноафриканской Республике прошлым летом. Их опубликовала «Новая газета».

Расследователи считают, что к преступлению мог быть причастен местный жандарм, который следил за журналистами, постоянно находясь на связи с их водителем. По данным центра «Досье», жандарм также связывался с сотрудником одной из компаний Евгения Пригожина.

Джемаля, Расторгуева и Радченко убили в ночь на 31 июля неподалеку от города Сибю, их расстреляли из автоматов. Незадолго до того как джип журналистов проехал блокпост на выезде из города, этот блокпост пересекла машина с тремя вооруженными белыми людьми и двумя центральноафриканцами, в том числе жандармом Эммануэлем Котофио.

Эти люди предупредили военных, что «за ними скоро проследует еще машина с белыми», и попросили беспрепятственно ее пропустить, пояснив, что «это друзья». Журналисты покинули город в 19:00 по местному времени. По данным центра «Досье», через час они были убиты.

При этом жандарм наблюдал за съемочной группой Орхана Джемаля постоянно после ее приезда в ЦАР. Он был или на соседней улице, или в том же районе. Как показали данные, полученные от сотовых операторов, с жандармом почти 50 раз созванивался водитель, который перевозил российских журналистов и стал единственным, кто выжил при нападении. Водитель, по данным центра «Досье», тоже в прошлом был сотрудником жандармерии.

Также, основываясь на данных биллинга, центр «Досье» утверждает, что жандарм Котофио летом прошлого года почти сто раз созванивался с россиянином Александром Сотовым. Он работает в Центральноафриканской Республике и, по предположительной информации, связан со структурами Пригожина.

Внимание привлекает тот факт, что расследование центра «Досье» не опубликовано напрямую. С чем это может быть связано? Об этом рассуждает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:

Владимир Брутер эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований «Это говорит о том, что там гораздо больше допущений, чем хотелось самим авторам расследования. Если бы оно было опубликовано в полном виде, в котором изначально было создано, вопросов было бы еще больше, а так создается завеса тайны, которую каждый желающий может интерпретировать, как ему это нравится. Любые расследования заинтересованной стороны не могут приниматься всерьез, основанием для каких-то выводов могут служить только данные полицейского расследования, предпринятого в соответствии с законными процедурами. Все, что пишет «Дождь» и «Новая газета», это исключительно их инсинуации, основанные на их же данных. Говорить о том, что была слежка, что сидел жандарм, что он с кем-то созванивался, это интерпретация ситуации, которая должна быть подтверждена полицейским расследованием».

Кроме жандарма Котофио и россиянина Сотова, якобы связанного со структурами Пригожина, «Досье» называет еще одного причастного к убийству российских журналистов. По данным центра, это сотрудник РИА «Федеральное агентство новостей» Кирилл Романовский. Известно, что именно он передал погибшим контакты так называемого фиксера Мартина, с которым связывались репортеры.

Как утверждает «Досье», «Мартина» вообще не существовало: его номер зарегистрирован на вымышленное женское немецкое имя Эрика Мастерманн, которое используется на образцах документов. Кроме того, телефон фиксера якобы не покидал столицы ЦАР, хотя «Мартин» утверждал, что находится в другом городе.

По данным «Досье», сотрудник РИА ФАН Кирилл Романовский весной прошлого года ездил в ЦАР и контактировал со структурами Евгения Пригожина, однако публично об этой поездке не упоминал.

Агентство отреагировало на обвинения, назвав центр «группой анонимных, предположительно, мошенников» и призвав Следственный комитет России проверить достоверность сведений. Информации от СК действительно не хватает, говорит директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:

Григорий ДобромеловГригорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «Вообще-то результаты расследования должен оглашать Следственный комитет России, потому что убиты российские граждане. Это уже сложившаяся плохая практика, когда по резонансным делам Следственный комитет, прокуратура и другие правоохранительные органы предпочитают перед обществом не отчитываться, ссылаясь на тайну следствия, незавершенность расследования и так далее. Учитывая резонанс многих преступлений, было бы правильно по-другому выстраивать информационную работу. Тема журналистских расследований — один из ключевых трендов в современной мировой журналистике. Это вполне нормально, более того, функция журналистов — искать истину. Другое дело, мы не можем объективно относиться к расследованиям Центра Ходорковского, потому что он является интересантом этой истории. Странно, как опытные журналисты и сам Центр расследований Ходорковского могли обращаться в РИА ФАН за какой-то информацией, понимая, что тем самым они фактически отдают информацию в руки окружения Пригожина. Вся эта история очень странная, здесь очень сложно найти истину, я бы в данной ситуации опирался на официальные заявления Следственного комитета».

Вскоре после обращения ФАН появилась реакция Следственного комитета. В материале за подписью официального представителя СК Светланы Петренко повторно обозначена официальная версия: журналисты выехали ночью на свой страх и риск, на них напали неизвестные африканцы, ведутся следственные действия. Ведомство особо отмечает, что выживший водитель не имеет отношения к жандармерии ЦАР, хотя в расследовании «Досье» это и не утверждалось.

Новые публикации СК России комментирует только в последнем абзаце, причем называя центр «Досье» «Центром управления расследованиями», хотя это другая организация Ходорковского, она уже упразднена. По версии СК, структуры Ходорковского хотят «оправдать собственные просчеты при подготовке опасной поездки», предпочитая «обвинять непричастных».

В ЦАР россияне готовили материал для Центра управления расследованиями Ходорковского о деятельности частной военной компании «Вагнер». По версии властей Центральноафриканской Республики, убийство совершено «группой людей в тюрбанах, говоривших по-арабски». По предварительной версии, которую озвучивал российский МИД, «россияне подверглись нападению неизвестных лиц с целью ограбления и при попытке оказать сопротивление были убиты».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию