16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.34 / ₽ 8161
  • RTS1173.68
27 февраля 2019, 14:13 Финансы

Минфин и МЭР подготовили законопроект о защите инвесторов

Лента новостей

Ключевое положение со стороны Минфина — индивидуальная стабилизационная оговорка, которая может предусматривать защиту от увеличения таможенных пошлин, изменения НДПИ или введения российских контрсанкций

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 18:45

Минфин в сотрудничестве с Минэкономразвития подготовил законопроект о защите инвесторов. Министерство финансов должно внести его в правительство до 28 февраля.

Документ отменяет большинство действующих профильных законов 1990-х годов. Совместить версии законопроектов по защите инвестиций Минфина и Минэкономразвития на прошлой неделе поручил министр финансов, первый вице-премьер Антон Силуанов.

Новая модель стала компромиссом после предложения помощника президента Андрея Белоусова изъять более 500 млрд рублей сверхдоходов за 2017 год у 14 металлургических и химических компаний. Как пишут «Ведомости», законопроекты Минфина и Минэкономразвитя объединяет идея гарантировать инвесторам неизменность условий ведения бизнеса и основных налогов — на прибыль, транспорт, недвижимость и землю, а также предоставить им субсидии на строительство практически любой инфраструктуры.

В обоих документах инвесторам предлагаются два режима — базовый и индивидуальный. Но условия предоставления льгот и сами преференции различаются. Минэкономразвития предлагает закрепить неизменными условия лишь на пять лет, Минфин — от шести до 18 лет.

Ключевое положение законопроекта Минфина — индивидуальная стабилизационная оговорка, которая может предусматривать защиту от увеличения таможенных пошлин, изменения НДПИ или введения российских контрсанкций в отношении других государств.

Минфин предлагает распространить действие проекта на любые отношения с инвесторами, за исключением финансовых проектов, а также проектов по нефтедобыче и в сфере алкоголя и табака. Минэкономразвития хочет поддерживать лишь те проекты, в которых госучастие не превышает 50% инвестиций частного инвестора.

Этот документ — компромиссное решение от власти, а значит, она слышит бизнес, считает глава группы компаний «АПР-ресурсы», член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Черкасенко:

Андрей ЧеркасенкоАндрей Черкасенко генеральный директор НП «Группа компаний «АПР-ресурсы» «Летом прошлого года возникла идея взять все доходы от металлургических или нефтехимических предприятий, и эта инициатива встретила серьезное сопротивление бизнеса. После родилась эта инициатива, поэтому можно сказать, что это крупный компромисс, которого, наверное, давно не было между Минфином и бизнесом именно с точки зрения не конкретно какой-то налоговой нагрузки, а попытки найти какие-то решения, как бизнес будет развиваться, как бизнес будет инвестировать в крупные национальные проекты в нашей стране. Вне всякого сомнения, реализация этого проекта позволит защитить интересы бизнеса с точки зрения крупных капиталовложений, если [речь идет] о суммах от 3 млрд до 30 млрд рублей. В противном случае, если такого шага не было бы сделано, учитывая и существующую экономическую конъюнктуру, и постоянные обещания бизнесу не менять налоговую нагрузку, которые не выполняются, реализация крупномасштабных проектов государством реально была бы сорвана. Но сам факт того, что в этом законопроекте существует так называемая возможность индивидуальной оговорки — вот это самый важный момент, потому что, учитывая, что бизнес инфраструктурный и бизнес с цифровой экономикой принципиально разные имеет подходы и способ налогообложения, это как раз говорит о том, что Минфин очень серьезно отнесся к этой задаче».

Все гарантии, которые сейчас заявляются в рамках специальных объявлений, уже предусмотрены действующим российским законодательством, считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:

— Если говорить о политической декларации, здесь, конечно же, это плохой признак, потому что, по сути, заявляя подобное, администрация говорит: то, что положено по закону, не выполняется и не гарантируется. В рамках корпоративных конфликтов возбуждаются уголовные дела, что может являться причиной лишения собственности — это, конечно же, основная проблема России. Именно поэтому президент России, выступая совсем недавно, и сказал о том, что необходимо продлить амнистию капитала в связи с тем, что отсутствует вера в гарантию неприкосновенности частной собственности. И здесь прежде всего нужно говорить о том, что нужно то, что уже положено по закону обеспечивать с точки зрения правоприменения, а не придумывать новые политические заявления, которые могут завуалировать исполнение своих основных функций федеральными министерствами и ведомствами.

— Господдержка, например. Есть отличия новой версии законопроекта в конкретизации мер этой господдержки?

— Это, к сожалению, избирательный вопрос. Например, в Европейском союзе избирательная господдержка прямо запрещена как недобросовестная мера конкуренции. Поэтому я считаю, что подобные даже заявления не только говорят о том, что мы смотрим не в правильном направлении, а в принципе себя позиционируем как государство, которое говорит: есть кто-то более красивый, а есть остальные.

Когда бизнесмен принимает решение об инвестировании, важны стабильные гарантии со стороны государства. По крайней мере, в части того, что зависит именно от властей. Не окажется ли выполнение обещаний частичным? Об этом рассуждает президент ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев:

Дмитрий Матвеев президент ГК «Кабош» «Если мы говорим про продукты питания, то учитывается фактор контрсанкций. Хорошо, что об этом говорят, но я не верю, что кто-то реально посчитает убытки от отмены контрсанкций. Если справедливо подходить к этому, надо было проговаривать это заранее на берегу в отношении страховки, а не тогда, когда санкции вдруг отменят. Мы же понимаем, что в этот момент придут чиновники, которые скажут: «Вам хватит, грубо говоря, 10 рублей». Вы будете говорить о том, что 10 рублей мало, вам нужно 15. Это все-таки некая средняя температура по больнице. Повторюсь: хорошо, что об этом вообще задумываются».

В Минфине надеются, что уже в марте удастся внести законопроект в Госдуму, а заработает он уже в текущем году.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию