16+
Суббота, 2 ноября 2024
  • BRENT $ 72.94 / ₽ 7107
  • RTS832.40
15 марта 2019, 10:15 Политика

Зачем России высокоскоростная магистраль до Нижнего? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Правительство согласовало строительство участка ВСМ Москва — Казань, последнее слово за президентом. Целесообразен ли проект за 620 млрд рублей?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Правительство России одобрило строительство высокоскоростной магистрали от Москвы до Нижнего Новгорода. Доклад о проекте магистрали передан для утверждения президенту Владимиру Путину, который и примет окончательное решение. Строго говоря, скоростную дорогу пока предполагается протянуть от подмосковного города Железнодорожный до Гороховца во Владимирской области, а оттуда до Нижнего поезда поедут по старым путям. Строительство этого участка оценивается в 621,5 млрд рублей, из которых по 200 млрд должны вложить федеральный бюджет и РЖД, остальное — частные инвесторы. Затем возможно продолжение магистрали — уже до Казани. Тогда стоимость превысит 1,5 трлн рублей. Целесообразен ли этот проект?

Сейчас на скорых поездах «Стриж» или «Ласточка» от Москвы до Нижнего можно доехать за три часа сорок минут или за четыре часа соответственно. «Стрижи» и «Ласточки» вполне справляются с пассажиропотоком. Теперь за 620 млрд рублей — а в процессе строительства смета, как обычно, вырастет раза в два — предполагается сократить это время на полтора часа.

Целесообразны ли такие вложения, настолько ли велик пассажиропоток между двумя городами и потянет ли население повышенные цены на билеты? Есть немало экспертов, которые в этом сомневаются, считая, что с точки зрения окупаемости пока оправдывает себя разве что магистраль Москва — Петербург, которую, впрочем, вряд ли можно назвать высокоскоростной по современным меркам: большую часть пути поезда едут с невеликой скоростью 160-190 километров в час. Дорога эта проходит по старым путям, забрав их у грузовых поездов и тесня пригородные электрички. По идее, настоящая ВСМ нужна именно на этом направлении. А еще необходимы скоростные пригородные железнодорожные маршруты в московской агломерации, чтобы, скажем, из Звенигорода в столицу не надо было тащиться полтора часа.

Минфин предлагал отказаться от проекта магистрали до Нижнего, а деньги направить на строительство и развитие аэропортов, а также морских путей и портов. Если сравнивать с другими большими по территории странами, то высокоскоростные магистрали успешнее всего развиваются в Китае. На него вообще приходится две трети их общемировой протяженности. В прошлом году было построено 4600 километров таких дорог, в этом появится еще 3200 километров. И тогда общая протяженность только высокоскоростных железных дорог в Поднебесной превысит 30 тысяч километров — семь лет назад было восемь тысяч. Поезда бегут по таким магистралям со скоростью 350 километров в час.

Однако Китай — страна с очень высокой плотностью населения и немыслимым для нас пассажиропотоком. Китайские железные дороги перевозят в год более 3,5 миллиарда пассажиров. Высокоскоростные дороги также успешно развиваются в плотнонаселенной Европе, например, во Франции и теперь Испании, странах средних размеров, где они успешно конкурируют с авиатранспортом.

А вот в более крупных Канаде и США высокоскоростные железные дороги себя, видимо, не оправдали: их там практически нет. Люди и грузы перемещаются в Америке по разветвленной сети хайвеев, начало строительству которой было положено еще при президенте Эйзенхауэре, а также авиатранспортом. Гражданская авиация в США сродни автобусному сообщению в России. Сочетание длинных маршрутов с местными стыковочными рейсами, по сути, делает ненужными высокоскоростные железные дороги, иначе их там уже давно бы построили.

Кстати, в Америке в настоящее время насчитывается около 15 тысяч действующих аэропортов и аэродромов, не считая многих сотен грунтовых взлетно-посадочных полос. В России всего 227 аэропортов и аэродромов. Для такой совсем не густонаселенной страны, возможно, делать ставку нужно как раз на развитие авиасообщения, чтобы люди не летали из соседних регионов друг к другу через Москву. И, возможно, как раз правы те, кто утверждает, что ничего, кроме зарывания в землю сотен миллиардов рублей, строительство высокоскоростной магистрали до Нижнего или Казани не даст. Китайцев все равно не догнать.

Еще экзотичнее выглядят маниловские планы создания высокоскоростной магистрали «Евразия», по которой можно будет попасть из Берлина в Пекин за двое с половиной суток. Если часть этой магистрали, проходящая по густонаселенной Европе, еще выглядит как-то оправданной, то кто будет тащиться двое с половиной суток из Берлина в Пекин, если туда можно долететь за несколько часов?

Владимир Путин в прошлом году усомнился в необходимости строить высокоскоростную магистраль до Нижнего — хотя бы потому, что она будет конкурировать с шоссейной трассой М-7, которую планируется реконструировать и сделать платной. Осталось только найти те миллионы пассажиров, которые будут за это готовы платить в нужных масштабах. Или мы готовимся к массовому нашествию китайцев? Тогда все точно окупится.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию