16+
Среда, 13 декабря 2017
  • BRENT $ 63.82 / ₽ 3772
  • RTS1139.82
28 декабря 2009, 11:39 МакроэкономикаКомпании

Путин сделал дорогой подарок России

Лента новостей

Премьер-министр Владимир Путин сегодня торжественно запустил в эксплуатацию нефтепроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий Океан» и дал старт началу отгрузки первого танкера нефтью сорта ВСТО

В.В. Путин запустил в эксплуатацию нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий Океан и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью. Фото: РИА Новости
В.В. Путин запустил в эксплуатацию нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий Океан и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью. Фото: РИА Новости

Премьер-министр Владимир Путин сегодня торжественно запустил в эксплуатацию нефтепроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера нефтью сорта ВСТО. Первый рейс нефтеналивного судна, принадлежащего компании «Роснефть», будет совершен в Гонконг. Об этом говорится в сообщении «Транснефти».

Путин отметил, что открытие нефтепровода — большое событие для отрасли и региона, а также подчеркнул, что даже в условиях мирового финансового кризиса удалось все сделать без сбоев. Премьер отметил, что открытие нефтепровода является «большим новогодним подарком России» и «стратегическим проектом», который стал одним из крупнейших за последние годы.

Основной целью строительства ВСТО является транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Проект «Восточная Сибирь – Тихий Океан» предполагает строительство в два этапа: ВСТО-1 (Тайшет–Сковородино) и ВСТО-2 (Сковородино–нефтеналивной порт «Козьмино»). Протяженность первой линейной части нефтепровода составляет 2694 км. Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) – Усть-Кут (Иркутская область) – Ленск (Якутия) – Алдан (Якутия) – Сковородино (Амурская область). Мощность — 30 млн тонн нефти в год. Когда будет проложен весь трубопровод ВСТО, по нему можно будет транспортировать до 80 млн тонн нефти в год.
Цена на нефть марки ВСТО в рамках пилотных продаж определяется по формуле: средняя котировка нефти сорта Dubai за месяц отгрузки, плюс премия, предлагаемая участниками тендера. Планируется, что в дальнейшем формула ценообразования на поставляемое сырье будет совершенствоваться. Победителем тендера по покупке первой партии сырья стала финская компания финская IPP Oy, предложившая максимальную премию к цене продавца в размере 0,5 доллара за баррель.

Пока от Сковородино нефть железнодорожными составами будет направляться в тихоокеанский порт Козьмино — конечную точку ВСТО. Из общего объема нефти 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. На втором этапе проекта, к которому «Транснефть» приступит в начале следующего года, предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино–Козьмино и увеличение мощности морского терминала.

Строительство терминала, по сообщению агентства Reuters, обошлось «Транснефти» в 2 млрд долларов. Кроме того, 12 млрд пошли на то, чтобы связать по железной дороге восточносибирские месторождения с терминалом . По оценкам, еще 10 млрд долларов придется выложить на строительство нефтепровода в Козьмино. В этом случае Козьмино станет третьим по величине нефтяным терминалом России после Приморска на Балтике и Новороссийска на Черном море. Напомним, сейчас Россия является крупнейшим в мире экспортером нефти ввиду того, что Саудовская Аравия ограничивает свои поставки топлива.

Газета The Financial Times приводит слова аналитиков, которые говорят о том, что новый нефтяной терминал на Дальнем Востоке позволит России более гибко продавать свое экспортное сырье на премиум-рынках, а равно использовать нефть как политическое оружие. Нефтетрейдеры полагают, что уже в январе «Транснефть» собирается приостановить поставки нефти через украинские порты на Черном море, дабы высвободить объемы для поставок на Дальний Восток. Издание также обращает внимание на то, что при создании дальневосточного проекта некоторым нефтяным компаниям, близким к Кремлю, были созданы льготные налоговые условия. Нефтяной экспорт через Козьмино освобожден от экспортных пошлин.

Экспортом сырья в Азию будет заниматься «Роснефть». Помимо нее, доступ к трубе получат ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз». Тариф на перекачку нефти по ВСТО составляет 1,598 тысячи рублей за тонну, куда входят услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам компании «Транснефть» с учетом использования железнодорожного транспорта и услуг по перевалке.

В то же время аналитики утверждают, что такой тариф не покрывает всех расходов «Транснефти» на транспортировку сырья и, вероятно, компенсироваться такой убыток будет за счет роста платежей за прокачку нефти по другим направлениям. По словам начальника аналитического отдела ИГ «Универ-Капитал» Дмитрия Александрова, ставка по транспортировке по ВСТО не является чрезвычайно низкой. «Ставка, которую определила «Транснефть», находится в районе среднего тарифа по России. Но расходы, связанные с транспортировкой нефти по железной дороге, составляют 2 тысячи рублей. В этой случае совокупность расходов, связанных с транспортировкой, будет вести к убытку. «Транснефть», таким образом, должна компенсировать эту разницу, поэтому стоит ожидать либо опережающего роста ставки, либо введения дополнительных расходов для нефтяных компаний за логистику. В принципе, вариантов достаточно много. Однако не стоит ожидать каких-либо резких скачков цен, потому что все эти ставки на транспортировку в итоге определяются Федеральной службой по тарифам», — комментирует эксперт.

Расходы на прокладку трубопровода, оказались заметно выше, чем по другим проектам «Транснефти». По словам аналитика ИК «Велес-Капитал» Дмитрия Лютягина, приведенная к единице мощности, стоимость прокладки одного километра трубы ВСТО оценивается в 165–175 тысяч долларов. «Для сравнения, строительство «Балтийской трубопроводной системы-II» оценивается в 130–138 тысяч долларов за 1 км трубы. Если брать расширение «Каспийского трубопроводного консорциума» или какие-то другие, более коммерческие проекты, то цифры не превышают 100 тысяч долларов за 1 км. В этой связи видно, что ВСТО является действительно дорогим проектом», — отмечает Лютягин.

Дороговизну эксперты объясняют сложностью трассы, но не исключают и возможного неэффективного расходования средств. В ближайшее время «Транснефть» собирается определиться с подрядчиками для строительства второй очереди ВСТО. В компании рассчитывают, что она окажется дешевле первой.

«Пуск в эксплуатацию нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий Океан только на первый взгляд представляется благом для российской экономики. Ведь строя не по экономическим, а по геополитическим соображениям новые нефте- и газопроводы, мы консервируем на многие годы вперед сырьевую направленность и технологическую отсталость российской экономики», — резюмирует партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Рекомендуем:

  • Фотоистории