16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
13 апреля 2019, 14:38 Финансы

У Минфина есть план «Б» на случай введения санкций против российских госбанков

Лента новостей

По словам главы министерства, первого вице-премьера Антона Силуанова, он знает, что делать в этом случае

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Иностранные инвесторы озабочены возможностью введения новых санкций в отношении России, в частности, в банковском секторе, при этом оценивают экономику РФ как стабильную. Об этом сообщил журналистам первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на полях ежегодной встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка.

«Главная задача в случае введения таких санкций — обеспечить исполнение всех обязательств перед клиентами и инструменты для решения этого вопроса у правительства и у Центробанка есть», — заверил министр. При этом инструменты он не назвал.

Что касается расчетов в рублях, то здесь все системы защиты уже готовы, говорит главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова

Наталия ОрловаНаталия Орлова главный экономист Альфа-Банка«По плану «Б», по расчетам ЦБ развивает систему обмена финансовых сообщений, которая называется СПСФ, которая заменяет SWIFT при необходимости. Она сейчас не задействована, но она существует. То есть в случае каких-то проблем у любого банка он на эту систему может перейти и в этой системе осуществлять платежи и обмен информацией. И у нас альтернативная платежная система карта «Мир», больше 55 млн карт эмитировано, поэтому это план «Б» на случай каких-то проблем с расчетами. А план в смысле возврата, наверное, у каждого банка свой более-менее, но, в любом случае, он может выражаться только в создании запаса валютной ликвидности. У банков есть билатеральные отношения — система взаимных корсчетов, которая позволяет купировать проблемы с доступом к долларовой ликвидности в случае необходимости. План «Б» подразумевает, что в системе должен быть определенный запас этой ликвидности, которую какие-то банки могут другим передавать в случае необходимости».

Рыночные инвесторы считают, что жесткие санкции в отношении госбанком скорее введены не будут, поскольку эти банки работают с населением. Американская администрация неоднократно подчеркивала, что она не хотела бы усложнять жизнь россиянам.

Если же рассматривать гипотетически, то на ближайшее время госбанки действительно защищены, говорит старший аналитик «БКС-Премьер» Сергей Суверов.

Сергей СуверовСергей Суверов старший аналитик «БКС-Премьер»«Даже если в случае такого экстремистского принятия жестких санкций в отношении госбанков, то, мне кажется, что действительно есть возможности выполнить обязательства перед инвесторами, перед вкладчиками. Во-первых, у госбанков накоплена достаточно большая подушка безопасности — эхо избыточной валютной ликвидности. Но и главное, госбанки всегда могут рассчитывать на поддержку правительства и Центрального банка. Мы все знаем, что золотовалютные резервы ЦБ приближаются к 500 млрд долларов, и часть этих резервов может быть направлена на поддержку в случае необходимости. Также может быть задействован инструментарий — Фонд национального благосостояния, который может в следующем году достигнуть 10% ВВП. Это валютный фонд, который тоже в случае форс-мажорного развития обстоятельств может тоже быть направлен на предоставление валютной ликвидности госбанкам. Поэтому, мне кажется, что в ближайшее время инвесторам нечего опасаться, и мы видим и по капитализации Сбербанка, что инвесторы не серьезно пока реагируют на риски каких-то существенных санкций против госбанков и считают, что госбанки смогут справиться с возможными санкциями».

Опасаться надо не тех санкций, о которых все говорят: отключение системы SWIFT или, например, закрытие корсчетов в американских банках (что вряд ли будет), а постепенного отлучения России от внешнего мира, считает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.

Евгений КоганЕвгений Коган управляющий директор компании «Московские партнеры» «Есть другой момент — такая удавка, которая нас отдаляет от мировых технологий. Это проявляется не сразу, это будет проявляться потихонечку в ослаблении темпов экономического роста, в нашем отставании. Вот это гораздо серьезнее. Более серьезные санкции, долгосрочные, когда российские деньги вдруг по факту, даже не имеющие отношения ни к каким санкционным компаниям или людям, оказываются токсичными. Поэтому санкции — это немножко более философский процесс сегодня, чем ужас-ужас сразу. Это ужас-ужас на большом расстоянии, на большом времени. Вот если нас действительно будут отрезать от рынков технологий, это плохо, если в итоге нас будут выпихивать, в том числе и через санкции, с европейского, с мирового рынка энергоносителей, это тяжело. Если будут вытеснять наши корпорации с мирового рынка оружия, тоже это плохо, это уменьшает поступления валюты в страну — вот это серьезно. Но это длительный, достаточно долгоиграющий и непростой процесс. Поэтому я к нему бы не подходил таким образом, вот отрежут банки от SWIFT или нет. Да никто их отрезать не будет».

Ранее Reuters писало о пошаговом плане российских банков на случай санкций. Работа началась еще в минувшем году совместно Минфином и Банком России. «Каждый важный банк имеет пошаговый план, что он делает в той или иной ситуации. Первый месяц расписан по дням, если не по часам», — приводило агентство слова одного из своих собеседников.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию