16+
Воскресенье, 27 сентября 2020
  • BRENT $ 41.79 / ₽ 3268
  • RTS1164.68
26 апреля 2019, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Пришло время подвести итоги первого квартала. Итак, рост погрузки составил 0,7%. Цифра небольшая, но делать пессимистичные выводы не стоит. Во-первых, это эффект высокой базы — в прошлом году мы наблюдали значительный рост погрузки, так что цифра, близкая к проценту, — это неплохой результат. Во-вторых, поскольку мы говорим о квартале, стоит напомнить о суровых холодах в январе-феврале на большей части Сибири и Дальнего Востока. Теперь о лидерах. Руда выросла на 7,7%. Причем, если говорить об экспортных поставках, то рост отгрузки по ж/д составил более 23%. Продолжается тенденция роста самого массового груза железных дорог — угля. Он прибавил 2,5%. Об этом грузе мы поговорим чуть позже. А пока отметим такую номенклатуру, как цемент. В прошлом году он был в минусе. Но в первом квартале прибавил 2,3%. И это очень важно вообще для всей экономики.

Алексей Безбородов генеральный директор исследовательского агентства InfraNews «Цемент вообще хороший показатель. Просто цемент — это признак хорошего роста в строительстве, сопутствующих индустриях и в прочих историях. Цемент, несмотря на кажущиеся простоту и дешевизну, — это основной двигатель всего. Если «растет» цемент, то завтра вырастет поставка сантехники, мебели и так далее. То есть чем больше продается и перевозится цемента, тем больше будет через квартал, через два квартала с таким же шагом расти экономика в других отраслях, поэтому цемент — это отлично».

А теперь к главной теме — контейнеры. Контейнерные перевозки по праву считаются самым современным, удобным и комфортным способом доставить грузы. Главные плюсы в том, что не требуется перегрузка при смене транспорта, например с железнодорожного на морской. Ну и сохранность груза, который везут в закрытом и опломбированном контейнере. В этом свете обсудим еще одну важную цифру. Рост контейнерных перевозок в первом квартале составил 15%.

«Транзит по-прежнему растет быстрее всего, совокупно более 30%, груженые более 20%. В первом квартале на самом деле самым позитивным оказался наконец-то внутренний оборот контейнеров, внутренняя контейнеризация грузопотоков вышла на хороший рост — более 11%. Это еще более позитивная история, потому что это не только про продажу услуги РЖД за границу, то есть транзитной услуги, что тоже, в общем, очень хорошая история, сколько про то, что внутри страны наконец-то потихонечку разворачивается контейнеризация различных грузопотоков. При этом 11% роста внутренних перевозок — это очень большие цифры, то, чего мы ждали давно».

Еще один показатель: перевозки грузов в контейнерах по транзитным направлениям выросли на четверть. Это важно с точки зрения участия России в мировой кооперации. Через нашу страну грузы идут из стран АТР в Европу. И рост 25% — отличный показатель. Но перевозки в контейнерах растут по всем направлениям, везде цифры двузначные. В том числе и на экспорт, где рост составил тоже почти 25%. Особенно хорошо показали себя лесные грузы, рост перевозок в контейнерах увеличился почти в полтора раза.

«Растет контейнеризация экспорта леса очень активно. Причем именно различных пиломатериалов, в целлюлозе, в бумаге. Лес у нас один из самых главных драйверов, потому что под давлением таможни и государственной власти постепенно уходят от экспорта кругляка на машинах, переходит все это в цивилизованный организованный экспорт в контейнерах вполне пригодных и сдающих рабочих места в продукте пиломатериалов, мебели, заготовок для мебели и так далее. Это тоже важнейший момент, потому что это рабочие места порой в достаточно депрессивных регионах. Это положительный момент с точки зрения грузооборота, контейнерооборота».

Но не только лес. Если говорить об отгрузке по всем направлениям, то выросла на треть отгрузка строительных грузов, почти 13% у промышленных товаров, неплохие цифры у черных металлов, машин, станков, автомобилей и их комплектующих. Ожидается, что рост сохранится в течение года.

«По году рост по контейнерному обороту будет более чем 14%. По транзиту рост в силу различных решений, принятых как в Китае, так и в России, будет, я думаю, на уровне 25-27% по груженому обороту. По экспорту-импорту на уровнях 15-19% можно спокойно давать прогноз».

Ну а в заключение вернемся к углю — стратегическому грузу и одному из важнейших экспортных товаров страны. Мы уже называли цифру роста в 2,5%. И отметим положительную динамику на фоне сильных холодов в Сибири, где добывается основная часть нашего каменного угля. Добавим, что всего за первый квартал погружено почти 100 млн тонн угля, причем больше половины отправлено на экспорт. Все это было бы невозможно без модернизации Транссиба и БАМа, которая началась в 2013 году и продолжается сейчас.

Для сравнения, за последние шесть лет погрузка угля в порты, то есть на экспорт, выросла почти вдвое — на 99% (показатели за первый квартал). Ну и еще один штрих к картине: сбыт угля по железной дороге в адрес японских клиентов вырос на 70%, а в адрес Китая — в четыре раза. Что ж, на этом пока сделаем паузу. В мае появится новая статистика. Заглянем в зеркало экономики через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию