Получится ли выбраться из стеклянного лабиринта?
Лента новостей
Дмитрий Медведев дал поручение трем министерствам проработать вопрос о возобновлении в России практики сдачи стеклотары в магазины. Какие перспективы есть у этой инициативы?
В России хотят вернуть практику сдачи стеклянной тары в магазины. По данным «Известий», премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил рассмотреть этот вопрос Минприроды, Минпромторгу и Минэкономразвития. Авторы инициативы считают, что цена пустой бутылки должна составить 5-7 рублей.
Эксперты уверены: для выстраивания экономически выгодной системы по сбору вторсырья залоговая стоимость тары должна составлять не менее половины от цены бутылки с ее содержимым. Но есть и другие подходы.
Люди, зарабатывающие на переработке отходов, давно говорят, что главная проблема России в этом плане — сбор сырья. Чиновники, очевидно, не верят в то, что граждане могут ответственно подойти к вопросу сортировки отходов, несмотря на данные опросов, говорящие об обратном.
Но можно заходить и с другой стороны, так, как это давно сделано в Европе: стимулировать и граждан, и производителей тары. Первое: организовать автоматические пункты сбора бутылок в супермаркетах. Да, за 5-7 рублей среднестатистический горожанин, не думающий об экологии, вряд ли понесет пустую тару в магазин, но за эти же деньги за него это сделает человек без определенного места жительства.
В этом ключе схему можно считать рабочей, но вопрос: нужны ли пустые бутылки производителям напитков? Мы давно живем не в Советском Союзе, где все бутылки были одинаковыми и тару, которую сдали в Туле, там же можно было помыть и вновь наполнить. А сколько будет стоить пустая бутылка для пивоваренного завода, например, в Петербурге, если ее сдали в пункт приема в Омске?
Поэтому стекло крошат и переплавляют. Введению единого стандарта для стеклянных бутылок воспротивятся производители напитков — это осложняет маркетинг. Но даже если бы тара была более-менее одинаковой, это все равно не решает проблему полностью, говорит генеральный директор компании «Мегаполисресурс» Владимир Мацюк.
Владимир Мацюк генеральный директор компании «Мегаполисресурс» «Наша «большая тройка» газировки — это «пивняки». Большой капитал тяготеет к централизации, то есть это более эффективное производство, более производительное, тогда вырастает «плечо» доставки. Если у вас стоимость напитка начинает быть кратной стоимости тары, упаковки и вам нужно ее туда-сюда возить, это крайне невыгодно для производителя. Откуда победа тетрапака, откуда победа алюминиевой банки над стеклом?»
С пряником получается не очень, но есть кнут. В Европе производители тары должны собирать вторсырья ровно столько же, сколько они выпустили на рынок за тот или иной период. В России, оказывается, этот принцип тоже действует, но лишь частично, сказал Business FM вице-президент НП «Опора», руководитель комиссии «Опоры России» по обращению с отходами Юрий Рябичев.
Юрий Рябичев вице-президент НП «Опора», руководитель комиссии «Опоры России» по обращению с отходами «Если они собирают, то у них РОП (расширенная ответственность производителей), тот взнос, который они должны платить за утилизацию своей продукции, которая вышла на рынок, они в этом случае не платят, но сами организуют сбор. Многие это делают. Coca-Cola это делает, «Балтика» занимается. В этом случае эта часть, которую они собрали сами, у них исключается из общего платежа. Поэтому стимулирование есть в законе, просто пока этот РОП не очень хорошо собирается».
Остается надеяться, что дело сдвинется с мертвой точки. Если ретейлеры с помощью производителей тары организуют удобные пункты сбора, производителям будет выгодно собирать обратно свои бутылки, а граждане получат за ответственное обращение с отходами хоть какие-то деньги. Вопрос начнет решаться.
Причем этот принцип хорошо бы масштабировать на максимально возможный перечень отходов. Потому что мусорный вопрос в России уже перерос из экологического в социальный, а в итоге во многих регионах даже и в политический, притом что он должен лежать исключительно в экономической плоскости.