16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.61 / ₽ 8072
  • RTS1176.58
3 июня 2019, 09:42 ОбществоПроисшествия

Фейк-ньюс в Дзержинске: почему слухам верят больше, чем властям? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Недостоверные сообщения в соцсетях о взрыве в Дзержинске подпадают под закон о блокировке фейковых новостей, заявил нижегородский губернатор Глеб Никитин

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил, что недостоверные сообщения в соцсетях о взрыве в Дзержинске подпадают под закон о блокировке фейковых новостей. В субботу, 1 июня, в цехе по производству тротила на предприятии ГосНИИ «Кристалл» произошло несколько взрывов и пожар. Власти ввели в городе режим ЧС. Взрывы носят техногенный характер, возбуждено уголовное дело, сообщили в СК. По обновленным данным, число пострадавших возросло до 116 человек, среди них есть ребенок, 17 человек госпитализированы. Прав ли губернатор Никитин?

После принятия весной закона о фейковых новостях было понятно, что чиновники будут его использовать, чтобы, во-первых, минимизировать критику в свой адрес о том, как они справляются с последствиями аварий, а главное, с их предотвращением, во-вторых, для сокрытия неудобной информации вообще. И будут трактовать закон так, как им удобно. Так и есть.

Закон ввел запрет на «распространение недостоверной общественно-значимой информации под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

Однако распространение слухов испуганными людьми, у которых в квартирах за три километра от аварии выбило стекла, и даже призывы на всякий случай уехать из города не подпадают под такой закон. Это явно не распространение заведомо ложной информации, и уж совсем не подпадает под закон показавшееся Никитину противоправным сравнение с прошлыми катастрофами, которое ведет к какой-то «неправильной оценке». Это теперь тоже правонарушение? Ишь, что себе позволяют: сравнивать, давать оценки, что на оборонных, химических и прочих опасных производствах, которыми напичкан Дзержинск, царит если не бардак, то некоторый беспорядок и пренебрежение правилами безопасности, а местные власти и надзорные органы не могут за это не нести ответственности.

Только за последний год в городе произошло несколько инцидентов. В августе 2018 года на оборонном заводе имени Свердлова во время утилизации мин произошел взрыв. В пожаре погибли пять человек. После разбора завалов саперы обнаружили полторы сотни чудом не взорвавшихся мин. Эвакуации жителей не было. Их, запаниковавших, оповещали по громкоговорителям: «Ситуация на контроле. Жизни и здоровью людей ничего не угрожает».

В сентябре на предприятии «Карбохим», выпускающем антипригарные краски, вспыхнул пожар. Через три дня на заводе «Заря», выпускающем оборудование для нефтехимической промышленности, снова пожар. В апреле уже текущего года на заводе «Химмаш» обрушилась кровля. Через несколько дней — снова пожар, но уже на заводе «Пластик». Для 230-тысячного города, согласитесь, как-то многовато происшествий.

Жители Дзержинска — это не крепостные аракчеевских военных поселений, они не живут по армейскому уставу и имеют право в таких случаях бояться и даже обсуждать произошедшее не словами пресс-релизов губернатора Никитина, МЧС, Следственного комитета и Минздрава. Если они паникуют, то их надо успокаивать, а не угрожать преследованиями за фейки.

Хорошо, что власти задействовали систему оповещения, сообщив об отсутствии угрозы химического заражения. Но люди смотрят сериал про Чернобыль, где им напоминают, как советские власти врали с самого начала о последствиях аварии. И люди не очень верят, что с тех пор что-то поменялось. Губернатор — молодец, что прибыл на место аварии, однако при этом он должен не слезать с местных телеканалов, призывая экспертов выдавать как можно больше информации о происходящем: что там происходит с тротилом, какие вещества выделяются, с графиками, схемами и химическими формулами — информация должна постоянно обновляться.

Вместо этого жителям предлагают заткнуться и слепо верить официозным пресс-релизам, выдаваемым в час по чайной ложке. Именно поэтому в том числе фейкам подчас верят по-прежнему чаще, чем казенным речам бюрократов и их пресс-служб. Кстати, согласно Федеральному закону о гостайне, принятому аж в 1997 году, не подлежат засекречиванию, в частности, сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения и санитарии. А статья 29 Конституции РФ по-прежнему гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию