Почему СК не публикует результаты экспертизы по делу калининградских врачей?
Лента новостей
Медицинские юристы уверены, что следователи не просто так не обнародуют результаты экспертизы по делу реаниматолога-анестезиолога Элины Сушкевич. Чем это может быть обусловлено?
Версия Следственного комитета такова: калининградский врач-неонатолог Элина Сушкевич в ноябре прошлого года ввела недоношенному ребенку сульфат магния, а после отчиталась, что он умер при родах. Медик сделала это якобы для того, чтобы сэкономить ресурсы больницы и не испортить показатели статистики.
Однако статистика роддома № 4 в полном порядке, а обвинения СК выглядят как попытка придумать мотив, считает старший управляющий партнер юридического бюро «Золотое сечение» Асад Юсуфов.
— Следственный комитет скрывает проведенные экспертизы, не дает ознакомиться с их содержанием. Изначально было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, в дальнейшем его переквалифицировали. Это дает основания полагать, что первоначальное заключение не дало следствию тех результатов, на основании которых можно прямо говорить о виновности Сушкевич. Следствие установило, что превышения должностных полномочий не было: она действовала в соответствии со своей должностной инструкцией и установленными рекомендациями. Поэтому, видимо, решили изменить классификацию преступления на иную. Полагаю, что следствие просто укрывает те факты, которые могли бы говорить об изначальной невиновности. Мотивировка экспертного заключения, выводы в нем, установленные факты и обстоятельства скрываются. Можно говорить о том, что они просто пытаются натянуть ей обвинение, чтобы передать его в суд.
— Если это произойдет, то суд так или иначе должен будет ознакомиться с экспертизой?
— Суд будет обязан ознакомиться со всеми представленными материалами. Потом суд должен будет назначить новую экспертизу. Очень многое зависит от субъективного мнения самого суда. Говорить о том, что было сделано ради того, чтобы не портить себе статистику, абсурдно. Они этим себе статистику бы не испортили: она у них прекрасная. Мнение следствия о том, что они сделали это ради статистики, выглядит как создание некого мотива.
В деле калининградских врачей с юридической точки зрения очень сомнительным выглядит применение статьи об убийстве. Как минимум такое обвинение кажется неправомерным, считает юрист, эксперт по качеству оказания медицинской помощи Иван Печерей.
Иван Печерей эксперт по качеству оказания медицинской помощи «У меня очень большие сомнения в том, что в этом деле был именно умысел лишить жизни младенца. Я в этом очень сильно сомневаюсь. Если Следственный комитет докажет обратное, я боюсь, что доказательственную базу не один эксперт поставит под сомнение. Во-первых, насколько я понимаю, здесь нужно доказать, что ребенок являлся живорожденным, то есть соответствовал критериям живорожденности. Во-вторых, нужно доказать, что врач, не введя препарат или введя препарат, действовал умышленно. Мне кажется, это будет сделано очень-очень некорректно и поставит под сомнение не только действия Следственного комитета, но и банальную логику. Скорее, это будет свидетельствовать о том, что врачей и спасителей жизней превращают в убийц».
На защиту калининградских врачей встало профессиональное сообщество. Так, глава НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль заявил, что необходимо проверить итоги судебно-медицинской экспертизы. Российское общество неонатологов считает, что следствие могло допустить ошибку, а подобные действия могут привести к лишению общества многих высококвалифицированных врачей. Профсоюз работников здравоохранения Москвы тоже настаивает на дополнительной проверке материалов дела Сушкевич, а также на создании госкомиссии с привлечением общественности.
Ранее на портале change.org была создана петиция в поддержку калининградских врачей. На момент публикации материала она собрала уже более 31 тысячи подписей. В СК, в свою очередь, заявили, что проводят «полноценное и всестороннее» расследование. В ведомстве также отметили, что у них нет «самоцели» привлечь к ответственности врача.