Чернобыль как «символ новой Украины»
Лента новостей
Президент Зеленский рассказал об амбициозных планах сделать из зоны отчуждения «научный и туристический магнит». И уже пригласил туда войска ЕС и НАТО — для учений
Заявления Владимира Зеленского прозвучали на церемонии передачи Украине новой арки над саркофагом Чернобыльской АЭС. Другими словами, находиться в зоне отчуждения стало безопаснее, а интерес к этой территории сильно подогрет одноименным сериалом. И, казалось бы, если там относительно безопасно и на этом можно заработать денег — то почему бы и нет?
А вот почему, говорит основатель общественного фонда «Гражданин», эксперт по безопасности Максим Шингаркин, сам бывавший в зоне отчуждения.
Максим Шингаркин основатель общественного фонда «Гражданин» «С точки зрения экспозиционной дозы, если люди не будут выходить за пределы вот этих чистых территорий и будут просто глазеть (назовем своими именами вещи) на саркофаг, то никакой существенной опасности такое действие не представляет. Как экскурсию — делать можно. Другое дело, что будут люди, которые будут нарушать режим, будут выходить с очищенных дорожек на неочищенные. То есть будет происходить то, что происходило в Чернобыльской зоне вот все эти годы».
Но там нет инфраструктуры, гостиниц, заведений общепита, больниц и так далее. Вкладываться в это? За счет бюджета? С учетом довольно шатких позиций, которые пока занимает Зеленский, — такие инициативы могут выйти ему боком.
Президент Украины заявил также, что создание «зеленого коридора» для туристов позволит убрать предпосылки для мелкой коррупции. Сейчас в зону можно попасть через конкретных людей, и как говорит автор проекта «Зона отчуждения» Антон Бородавка, который живет на Украине и сам ездит в Чернобыль фотографировать, люди эти сами решают, кого пускать, а кого не пускать. Они же вывозят оттуда металлолом и лес. И эти люди вряд ли обрадуются каким-то «зеленым коридорам» и сделают все для того, чтобы их там никогда не было.
За право попасть в зону отчуждения в качестве туриста платить нужно в среднем 150-200 долларов за день. Стартовая цена 70 долларов, верхнего предела нет, а желающих много, продолжает Антон Бородавка.
— Просто туризм, там, приехать посмотреть от 70 долларов и до бесконечности, поскольку можно даже там заказать вертолет, чтобы он забрал, покатал над зоной отчуждения. Конечно, это будет стоить намного дороже. Там уже в тысячах долларов измеряется. Но минимально — 150-200 долларов.
— А вообще, сколько людей в год, в месяц, хотя бы примерно?
— Очень сложно. В те времена, когда я был намного более погружен в эту тему, то уже тогда с минимальным интересом, без Зеленского, без сериала, без всего остального, только на одном живом интересе, на играх «Сталкер» — уже тогда ездили в неделю до тысячи человек.
— До тысячи человек в неделю?
— Да, там приезжали автобусы по несколько раз в день.
Отдельного внимания, конечно, заслуживают формулировки, выбранные президентом Зеленским. Когда слышишь фразы вроде «Сделать Чернобыль одним из символов новой Украины», первое, что приходит в голову: «Не дай бог!» Контекст — «без коррупции, без глупых законов, с инвестициями и будущим» — как-то теряется. А когда видишь новость о том, что Киев заявил о готовности предоставить Чернобыльскую зону для учений ЕС и НАТО, невольно возникает ассоциация: «Хороший тамада и конкурсы интересные». И как успели пошутить коллеги в редакции, если учесть, что россиянам въезд в зону отчуждения закрыт, а туда приглашают военных НАТО, хочется спросить: «Ребята, а вы точно уверены в том, с кем вы воюете?»
Так или иначе, пока что складывается ощущение, что это лишь громкие рекламные заявления на фоне большого интереса к сериалу, в чем президент Украины разбирается. А Чернобыль, скорее всего, если и станет туристическим магнитом, то разве что на холодильнике Владимира Зеленского.