16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 90.52 / ₽ 8472
  • RTS1166.92
30 июля 2019, 06:30 Общество

Разрешать или не разрешать новую протестную акцию? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Проблема выбора, как еще Достоевский писал, она самая трудная. Не то что сами выборы организовать. Такая вот политическая «достоевщина» получается. Причем кто-то явно претендует в ней на роль «бесов» от демократии», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Щербинский суд Москвы арестовал на десять суток оппозиционера, главу Красносельского муниципального округа Москвы Илью Яшина за организацию несанкционированной акции протеста в Москве 27 июля. В субботу были также задержаны оппозиционеры из числа незарегистрированных кандидатов в депутаты Мосгордумы Иван Жданов, Любовь Соболь, Дмитрий Гудков и Юлия Галямина. Появилось и первое уголовное дело по итогам митинга. Оно заведено на задержанного на акции мужчину, который кинул в сотрудника Росгвардии мусорный бак. Подобное преступление наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Оппозиционеры успели призвать к новой акции 3 августа. Заявка на ее проведение подана, мэрия Москвы согласилась на проведение акции на проспекте Сахарова с количеством до 15 тысяч человек, однако организаторы это место отвергли, настаивая на проведении ее на Лубянской площади. Как может развиваться ситуация дальше?

В течение двух дней после субботней акции протеста в Москве власти обходили ее молчанием. Молчали Кремль, мэрия, все парламентские партии, включая правящую во главе с премьером. Хотя по численности протест в своеобразной форме гуляний-шатаний по центру города собрал, пожалуй, беспрецедентное число участников, которые сознательно шли на то, чтобы их разгоняли дубинками. Вероятно, столь большое число людей, то ли потерявших страх, то ли вкусивших азарт от неизведанного ранее столкновения с росгвардейцами, оказалось для многих неожиданным. Повисла тишина, стали думать, что делать дальше. Прежде всего в отношении уже заявленной новой акции 3 августа. Набор средств широк, и сделанный в итоге выбор может определить политический курс в среднесрочной перспективе.

3 августа наиболее известные вожаки «несогласных» могут быть уже под арестом. Как поведет себя во многом обезглавленная толпа, сказать трудно. В принципе договориться через соцсети снова веселою толпою «протестно прогуляться» по центру города — это не бог весть какая задача. Власти могли бы теоретически взять паузу и посмотреть, будет ли повторен по численности результат 27 июля. Вырастет ли число небоящихся. Если не вырастет, то можно было бы рассчитывать на постепенный спад протестов. Еще Ленин писал, что если у восстания нет наступательности и успехов буквально каждый день, то оно выдыхается. При этом против манифестантов можно было бы применить примерно те же средства сдерживания, что были задействованы 27 июля, учтя тактические ошибки, которые привели к тому, что акция, по сути, длилась почти восемь часов и толпы протестующих слонялись по городу, в том числе прошлись по священной для силовиков Лубянке.

Но тут есть опасность, что число словивших «хайп» протеста и утративших страх перед человеком с дубинкой может вырасти. И тогда ресурсов пресечения может не хватить. Или придется применять уже более суровые меры, вплоть до резиновых пуль, водометов и так далее, что может вызвать ответное озверение. Ситуация рискует перерасти в неконтролируемую с непредсказуемыми последствиями.

Мэрия Москвы вчера выразила готовность властей к компромиссу, согласившись на проведение акции на проспекте Сахарова. Это могло бы позволить выпустить пар. Ну а гайки закрутить можно позже и в другом месте. В том же интернете, как теперь водится.

Опять же азартный интерес к официально разрешенной акции может оказаться слабее, и многие на нее не придут. Ну и хорошо, подумают тогда наверху. Правда, нерешенным остается вопрос о выполнении главного требования протестантов — регистрации так называемых независимых кандидатов. Прежде всего сторонников Навального. Ведь если их теперь зарегистрировать, то это может означать вручение им депутатского мандата Мосгордумы. Что в свою очередь подорвет позиции так называемой «лояльной оппозиции» — а ради чего тогда, спрашивается, весь их политический конформизм, если давлением улицы можно добиться того, что не удается выскрести путем кулуарных переговоров? Хотя, возможно, до осени протестный накал все равно спадет, а традиционная лень типичного протестного электората в Москве ходить на выборы в разгар «бабьего лета» может принести оппозиционерам позорное поражение.

Однако организаторы акции, словно прислушавшись к советам Ленина, решили пойти на обострение и в ответ на предложение мэрии настаивают на проведении мероприятия на Лубянке, то есть под окнами ФСБ. Чтобы там кричать уже не про выборы в Мосгордуму и про регистрацию незарегистрированных, а про, как они выражаются, «власть чекистов».

Неопределенность нарастает. И такое впечатление, что на всех уровнях принятия решений теперь все задрали головы наверх и пытаются уловить откуда-то с неба некий знак, который разрешит всех сразу от бремени самостоятельного выбора. Проблема выбора, как еще Достоевский писал, она самая трудная. Не то что сами выборы организовать. Такая вот политическая «достоевщина» получается. Причем кто-то явно претендует в ней на роль «бесов» от демократии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию