16+
Среда, 20 ноября 2019
  • BRENT $ 62.76 / ₽ 4008
  • RTS1448.40
25 октября 2019, 12:32 Компании

РБК: самолеты Sukhoi Superjet 100 продадут в Норвегию

Лента новостей

«Гражданские самолеты Сухого» подписали меморандум о поставке 40 самолетов с норвежским лоукостером Norwegian Air Shuttle. В обмен авиакомпания просит дать разрешение летать по транссибирскому маршруту из Европы в Азию

Самолет Sukhoi Superjet 100 (архив).
Самолет Sukhoi Superjet 100 (архив). Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Обновлено в 14:14

Норвежская авиакомпания Norwegian Air Shuttle заключила с «Гражданскими самолетами Сухого» меморандум о поставке 40 самолетов Sukhoi Superjet 100, сообщает РБК со ссылкой на источники. В обмен перевозчик, который входит в тройку европейских лоукостеров, просит дать разрешение летать по транссибирскому маршруту из Европы в Азию и скидки на оплату этих полетов, говорят собеседники издания.

Речь идет о рейсах из Европы в Азию: в частности, в Китай, Японию, Южную Корею, Индию и на Филиппины. Этот маршрут — кратчайший из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. И экономия на рейсе туда-обратно при использовании такого маршрута составлет около четырех-пяти часов, или 80 тысяч долларов.

Norwegian Air несколько лет добивается разрешения на полеты по транссибирскому маршруту, но до сих пор безуспешно. Пока перспективы сделки выглядят туманно, считает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «С одной стороны, надо понимать, что небольшой стране Норвегии, небольшой авиакомпании вряд ли нужна такая большая партия самолетов. Сорок самолетов — это и для Boeing, и для Airbus большая партия, а уж для самолета такого класса, как Superjet, это очень большая партия. И пристроить такое количество самолетов, конечно же, ни в Норвегии, ни в Европе в целом, да даже не знаю, какой уголок мира существует, где бы понадобилось вдруг столько маленьких ближнемагистральных самолетов. Нет таких рынков в принципе, нет таких потребностей. Это значительно превышает потребности мирового рынка. Поэтому, конечно же, эти намерения скорее направлены на получение преференций в виде допуска на транссибирские маршруты на льготных условиях. Но в то же время надо понимать, что получение таких гарантий и таких допусков не является прерогативой «Гражданских самолетов Сухого». Это уровень правительства РФ, уровень договоренностей между правительствами России и Норвегии. И только договорившись и заключив межправительственное соглашение, можно предоставить такой режим отдельно взятой авиакомпании. Я уже не говорю о том, что есть еще одна заинтересованная сторона — «Аэрофлот», который сегодня получает так называемое роялти за пролеты по транссибирским маршрутам. И надо будет объяснить как-то «Аэрофлоту», а почему он должен пожертвовать своим доходом ради того, что кто-то другой построит или продаст какое-то количество самолетов. Непонятно. В то же время опять-таки не идет речь даже о продаже самолетов, компания обещает их взять в лизинг. А как мы знаем из истории Superjet, как берут авиакомпании в аренду, так потом и возвращают его через несколько лет. Особенно любят, когда заканчивается гарантийный срок технического обслуживания и надо уже за свой счет его ремонтировать, покупать запчасти, они тут же придумывают причину для того, чтобы самолет вернуть».

Есть ли кроме норвежцев сейчас другие претенденты на покупку SSJ100, рассуждает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

— Это разрешение, с одной стороны, было бы слишком большой платой. С другой стороны, зачем же покупать просто самолеты? Я думаю, что они ищут какой-то вариант для своей ближнемагистральной сети. Конечно, было бы очень логично дать им какую-то усовершенствованную версию. Понятно, что это не завтра будет происходить. Да и под такую программу не грех бы было модернизировать самолет, он все-таки десять лет уже летает. Известны его детские болезни, недостатки, тем более, что ГСС сейчас планирует аэродинамические улучшения. То есть это могло бы стать таким действительно толчком для развития программы.

— Дадут ли им летать по транссибирскому маршруту?

— Вообще, это два разных ведомства. Пролетами и разрешениями занимается министерство транспорта в лице Росавиации, а самолетами занимается Минпромторг. Но понятно, что такая большая сделка может быть как-то структурирована на правительственном уровне с тем, чтобы действительно попытаться увязать одно с другим.

— Кому сейчас продаем еще SSJ100? Кто-то еще у нас покупает?

— Нет. Недавно была статья в «Ведомостях» насчет того, что в этом году поставлен только один самолет, и контракт на десять «аэрофлотовских» машин продолжает обсуждаться. Пока никому. На следующий год, вроде, планируют поставки в районе 15 машин, но они не подтверждены. Но, наверное, это и будет этот «аэрофлотовский» контракт в первую очередь.

Norwegian Air Shuttle не подписывала соглашений о поставках Sukhoi Superjet 100, сообщили ТАСС в пресс-службе компании. «Мы можем подтвердить, что проводили встречи с российскими властями и производителем SSJ, но не подписывали никаких соглашений», — заявила представитель компании.

Сейчас крупнейший эксплуатант SSJ100 — «Аэрофлот». Среди российских авиакомпаний на Superjet также летают «Газпром авиа», «Якутия», «Ямал», «ИрАэро», «Азимут» и «РусДжет». Иностранные клиенты — ирландский перевозчик CityJet и мексиканская Interjet — в этом году решили отказаться от российских самолетов.

В мае лайнер этой модели совершил жесткую посадку в аэропорту «Шереметьево». После столкновения с землей самолет загорелся. Погиб 41 человек.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию