16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8218
  • RTS1186.79
6 ноября 2019, 12:45 Общество

Росгвардия предложила сбивать дроны оружием и боевой техникой

Лента новостей

Это обойдется госструктурам дешевле и сэкономит бюджетные деньги, считают в федеральной службе. Инициативу полностью поддержали Минтранс и ФСБ

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Обновлено в 13:15

Росгвардия просит разрешить использовать оружие против беспилотников над охраняемыми объектами, сообщает ТАСС со ссылкой на замглавы федеральной службы Олега Борукаева.

Это обойдется госструктурам дешевле и сэкономит бюджетные деньги. По словам Борукаева, оснащение гособьектов специальными защитными программами от дронов стоит от 150 тысяч до 200 млн рублей. Такая сумма «разрушительная для всех органов», пояснил он. Инициативу полностью поддержали Минтранс и ФСБ.

В сентябре Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который разрешает сотрудникам ФСБ, Росгвардии и других силовых ведомств уничтожать дроны на митингах, а также подавлять и перехватывать сигналы их управления.

Инициативу Росгвардии комментирует бывший советник директора Росгвардии, депутат Госдумы Александр Хинштейн:

— Что касается уничтожения чужого имущества: по ошибке сбили, может быть, разрешение получили, а оператор не успел сообщить в контролирующие надзорные органы...

— Второго варианта быть не может по определению, потому что речь идет только о праве прекращать полет над запрещенной для пролета территорией, а не с позиции, есть ли у него разрешение в целом выполнять полеты. Если это территория контртеррористической операции, то там любые полеты запрещены. Если это территория проведения массового мероприятия, то там любые полеты запрещены. Если это территория Москвы, то тут любые полеты запрещены.

— Это касается любого населенного пункта?

— Мы не касаемся вопросов воздушного кодекса, правил регулирования полетов беспилотников. Мы говорим лишь о полномочиях силовых органов и спецслужб прекращать такой полет или путем подавления техническим способом или в случае невозможности путем их уничтожения в зонах ответственности каждого из этих ведомств, там, где такие полеты запрещены.

— Ликвидировали дрон, он упал на человека, голову ему проломил — кто виноват?

— В этом случае то должностное лицо конкретного ведомства, которое принимало решение, отдавало приказ на использование силы и техники для уничтожения дрона, будет нести ответственность за это.

У экспертов по беспилотникам остается еще много вопросов. Известно, что до 27 октября россияне, у которых есть дроны весом от 250 граммов до 30 килограммов должны зарегистрировать свои устройства в Росавиации. За полет неучтенного беспилотника грозит штраф до 50 тысяч рублей.

Что будет с компаниями, у которых есть разрешение на взлет, а их дрон сбили или вообще уничтожили? Страховка здесь не поможет. Говорит президент Ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем Амир Валиев:

Амир Валиев президент Ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Если есть разрешение на ИВП, мы взлетели, но нас сбили, это коллизия, которую нужно устранять. Она сейчас никак не устраняется. Потому что если окажется, что силовые структуры сами не предупредили диспетчеров о том, что тут нельзя летать, и диспетчер нам выдал заявку на ИВП, эти ситуации еще скорее не продуманы, чем продуманы. Как получить компенсацию за сбитый беспилотник, если ты полетел и у тебя есть разрешение на ИВП. Ответ в данный момент — никак. Например, если силовые структуры сбили беспилотник над головами у толпы людей, и он на них упал и кому-то нанес ущерб, кто в этом виноват? Тот, кто сбил? Или тот, кто полетел? Законодательство пока это никак не регламентирует».

Дроновый бизнес в России практически невозможен. На пути к нему много проблем и запросов. О своем неудачном опыте рассказывает оператор дронов компании «Хей Дрон» Дмитрий Поляков.

Дмитрий Поляков оператор дронов компании «Хей Дрон» «У меня родилась такая стартап-идея: дрон летает, с него поступает прямое потоковое видео в высоком качестве в шлем виртуальной реальности, то есть человек надевает этот шлем и видит мир глазами дрона. Договорился с очень хорошим государственным предприятием, это ФГБУ «Сочинский национальный парк», удалось мне их заинтересовать моей идеей. Я просто не справился с трясиной получения разрешения на полет дрона. Конкретно, мне требовалось получение разрешение ФСБ, ФСО, Министерства обороны. Я не шучу, у меня это все документально подтверждено. Просто для разового запуска той штуки, которую любой человек может купить в «Эльдорадо», «М-Видео», в любом магазине электроники. Когда я пытаюсь это получить, я иду в ФСБ. Там даже нет приемной — такая аллегория общения с государством. Приходишь в ФСБ, там такое большое черное зеркало, из которого, как в банке обмена валют, вылезает железная штучка, ты туда кладешь документы, и с тобой это черное зеркало разговаривает. ФСБ дало мне на мой запрос такой ответ: «Мы рассмотрим ваше заявление, когда вы принесете нам разрешение от всех остальных ведомств». Когда я пошел в ФСО, они мне дали ровно такой же ответ. То есть ФСБ не даст, пока не даст ФСО, а ФСО не даст, пока не даст ФСБ — заколдованный круг».

В Кремле же, напротив, уверяют, что «удушение этого рынка невозможно». Так, на вопросы журналистов, в том числе Business FM, ответил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, нужно соблюдать те районы и объекты, полеты над которыми запрещены. «А что не запрещено, то разрешено», — сказал он. Пресс-секретарь главы государства также напомнил, что «существует закон о государственной охране».

По данным специалистов, продажи беспилотников в России в прошлом году увеличились на 53%. Недавно «Лаборатория Касперского» разработала свое средство борьбы против дронов. Комплекс для борьбы с квадрокоптерами называется Kaspersky Antidrone. Он позволяет, не повреждая дрон, предотвратить его проникновение на различные объекты. Их стоимость в зависимости от целей и комплектации составляет от 100 тысяч до 1 млн долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию