Простые миллионеры уже не могут позволить себе частный самолет!
Лента новостей
Что происходит с рынком частных самолетов в России и насколько популярен так называемый авиашеринг?
Издание Business Insider пообщалось с Крисом Баттальей, директором по чартерным продажам Meridian Aviation в аэропорту «Тетерборо» в Нью-Джерси. Это главный частный аэропорт, обслуживающий Нью-Йорк. Выяснилось, что в Штатах оплата топлива, техобслуживание и зарплаты пилотов могут легко составить до 1 млн долларов в год или даже больше. Батталья заключает: за 13 лет работы в авиационной отрасли он понял, что владение частным самолетом — роскошь, недоступная даже многим миллионерам.
В России массового отказа от личных самолетов не наблюдается. Просто рубль дешевеет, и содержать борт становится все дороже. Но глобально цены за последние годы не изменились.
Обслуживание борта обходится приблизительно в 10% в год от цены нового лайнера. Если, допустим, самолет стоит 25 млн долларов, значит, в год расходы на него составят примерно 2,5 млн долларов. В сумму входит зарплата капитана — от 10 до 15 тысяч долларов в месяц. Второй пилот получает шесть-восемь тысяч. Если они иностранцы, для них надо снять жилье. Идеальный вариант — капитан-иностранец и второй пилот россиянин, чтобы потом вырастить последнего в капитаны.
Поскольку в России нет своих бизнес-джетов, легче найти иностранного летчика, чем российского, с сертификацией под определенный тип судна. Нехватки кадров нет, говорит управляющий партнер клуба «Бизнес Авиация» Андрей Калинин.
Андрей Калинин управляющий партнер клуба «Бизнес Авиация» «У нас в основном пользуются либо Challenger, либо Global и Falcon. Тем, кто зарабатывал в рублях, это стало стоить дороже. Владение самолетом делится на две части — есть фиксированные расходы, которые вы заплатите вне зависимости от того, сколько он летает. Есть переменные расходы. Фиксированные расходы от 50 тысяч до 100 тысяч евро в месяц в зависимости от типа самолета. Стоимость одного часа полета, топлива, аэропортовые сборы, аэронавигация и другие расходы могут составлять от 3 тысяч до 6 тысяч евро в зависимости от маршрута самолета».
Некоторые, стремясь сэкономить, прибегают к так называемому шерингу самолетов. Его у нас предлагают преимущественно не российские, а американские и европейские компании. Но пока он не очень популярен. Да и в Штатах, например, шеринг не составляет большую долю рынка, говорит директор по продажам и развитию в странах СНГ Air Charter Service Сергей Вехов.
Сергей Вехов директор по продажам и развитию в странах СНГ Air Charter Service «Представьте ситуацию, когда 12 разных человек владеют одним самолетом и все хотят 29 декабря полететь куда-то на Новый год, а вернуться 10 января. Попробуй договорись! То же самое с 1 по 30 августа куда-нибудь. Такая инвестиция налагает ограничения, а русские люди, как известно, со своим свободным духом не любят себя ограничивать за свои собственные деньги. Обычно это чей-то подарок бывает, знаете, вот хочется человеку что-то подарить дорогое, вот дарят на год шеринг где-нибудь в самолете. А чтобы сам покупал, это бывает не часто. Они в итоге оказываются дороже, чем летать просто чартерами, просто их заказывать каждый раз под конкретную заявку. Сейчас времена суровые, даже те, кто владеют самолетами, постепенно приходят к тому, что надо от них избавляться и просто брать в заказ. Под это существуют разные продукты, в том числе у нас в компании, которые позволяют виртуально владеть самолетом и при этом не тратиться на его содержание».
Что касается заявок под конкретные полеты, многие часто летающие тратят на них от 300 тысяч до 1 млн евро в год. Владение самолетом — около 2 млн евро. Так что чартер дешевле.
Это, видимо, поняли братья Ротенберги, которые, по данным Forbes, за последний год избавились от своих бортов. На продажу также были выставлены бизнес-джеты Олега Тинькова, Зиявудина Магомедова, Сулеймана Керимова и Дмитрия Пумпянского. Тем не менее если объединить частные самолеты самых богатых россиян в одну компанию, то получится гигант, который уступит разве что «Аэрофлоту» с парком более чем в 250 воздушных судов.