16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.42 / ₽ 8245
  • RTS1154.28
18 ноября 2019, 02:00 Политика

Осталось уговорить Владимира Путина. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Ситуация для Москвы складывается непростая. Не ехать на саммит — поставить под удар отношения с Макроном и Меркель. Если ехать, то надо быть готовым к тому, что будет поставлен вопрос о ревизии Минских соглашений», — указывает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Саммит в «нормандском формате» может пройти до конца этого года. Об этом заявил помощник российского президента по внешней политике Юрий Ушаков. Буквально он сказал следующее: «Я думаю, что в этом году вполне будет шанс провести. Я не могу сказать конкретные сроки, потому что они еще пока обсуждаются, но очевидно в этом году». В свою очередь, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков уточнил, что проведение переговоров лидеров четырех государств не зависит напрямую от принятия закона об особом статусе Донбасса, однако при этом он назвал этот закон «краеугольным». В конец прошлой недели Украина, Франция и Германия обозначили конкретную дату проведения встречи лидеров четырех стран. Париж первым объявил, что саммит «нормандской четверки» состоится 9 декабря. Киев считает, что препятствий для проведения таких переговоров не осталось после того, как произошло разведение сил и средств противоборствующих сторон в районе населенных пунктов Золотое, Петровское и станица Луганская. Однако Москва полагает, что у Киева еще есть много работы в рамках подготовки к встрече лидеров государств. Так состоится саммит до конца года или нет и от чего это зависит?

Тональность формулировок российских представителей говорит о том, что Москва вовсе не считает дату 9 декабря окончательно согласованной для саммита в «нормандском формате». Официальных подтверждений о том, что Путин примет в нем участие именно в этот день, пока не последовало. Создается впечатление, что Париж и Берлин упрашивают российского президента приехать, а объявив о конкретной дате саммита, хотят поставить его в такое положение, что не приехать будет неудобно. При этом, как и предполагала ранее Business FM, речь идет все же о подготовке некоей ревизии Минских соглашений, поскольку в Париже, Берлине и особенно в Киеве в нынешнем виде их не считают выполнимыми в принципе.

Камнем преткновения стал особый статус Донбасса. На сегодня действует украинский закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Срок его действия истекает 31 декабря. В том числе закон предусматривает амнистию участникам военных действий со стороны самопровозглашенных республик. Помимо этого, в Минских соглашениях прописано, что затем особый статус должен быть закреплен в украинской конституции. Среди прочего это будет означать легализацию нынешних силовых структур ДНР и ЛНР, а также предоставление Донбассу особых возможностей в языковой политике и в части внешних отношений с Россией. Администрация Зеленского идти на это не хочет, но готова пойти на то, чтобы предоставить Донбассу ровно те же права, что получат другие регионы, в рамках процесса децентрализации системы госуправления на Украине, идущего уже несколько лет. Москву такие условия не устраивают. И она понимает, что на саммите в «нормандском формате» ее будут уговаривать именно их и принять.

Также встанет вопрос о проведении местных выборов в Донбассе — по каким правилам, под чьим контролем, с условием допуска каких украинских партий? Зеленский вообще ставит вопрос о том, чтобы выборы прошли только после того, как Киеву будет передан контроль над российско-украинской границей в части ДНР и ЛНР. Однако передача контроля за границей в Минских соглашениях значится самым последним пунктом. Кроме того, Киев пока категорически отказывается идти на прямой контакт с руководством ДНР и ЛНР по вопросам организации выборов, хотя это тоже прописано в Минских соглашениях.

Ситуация для Москвы, таким образом, складывается непростая. Может получиться так, что не ехать на саммит Путину будет нельзя — это поставит под удар отношения с Макроном и Меркель. Но если ехать, то надо быть готовым к тому, что будет поставлен вопрос о ревизии Минских соглашений по ряду весьма принципиальных пунктов. Выгоды от уступок по которым для Москвы пока совсем неочевидны.

В качестве частичной меры по смягчению ситуации Россия решила пока вернуть Украине задержанные год назад во время инцидента в Керченском проливе за нарушение российской границы украинские суда. Тем самым миролюбие в должной мере продемонстрировано. В ответ от Киева ждут тоже демонстрации миролюбия. Но его может не последовать. В частности, не будет предъявлено никаких подвижек в закреплении за Донбассом особого статуса.

Тогда перед Москвой встанет примерно такая развилка. Вариант первый: ехать на саммит, поддавшись уговорам Меркель и Макрона, заранее зная, что на нем придется столкнуться с невыполнимыми требованиями отказаться от Минских соглашений по ряду принципиальных вопросов. Вариант второй: видя нежелание Киева двигаться навстречу требованиям Москвы в части предоставления особого статуса Донбассу, отказаться от участия в саммите ценой громкого скандала и новых обвинений в «агрессивном поведении». Наконец, вариант третий: поехать на саммит, там похоронить Минские соглашения, сдать самопровозглашенные республики и свернуть этот проект полностью в обмен на улучшение отношений с Западом. Пока наиболее предпочтительным выглядит первый вариант.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию