16+
Вторник, 27 октября 2020
  • BRENT $ 40.67 / ₽ 3134
  • RTS1128.05
20 ноября 2019, 05:39 Общество

Удастся ли спасти киноцентр «Соловей»? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

За сохранение киноцентра с уникальным репертуаром выступала общественность и министр культуры. Теперь на его защиту встал Никита Михалков

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой выкупить киноцентр «Соловей» на Красной Пресне, сообщает «Интерфакс». Ранее управляющий киноцентром Юрий Соловей заявил о готовности собственников рассмотреть продажу объекта, если поступит соответствующее предложение. По некоторым сведениям, здание оценивается в 6 млрд рублей.

Планы сноса здания советского конструктивизма и строительства на его месте многофункционального жилого комплекса вызвали протесты творческой общественности Москвы, а также общественности более широкой. Киноцентр был одним из самых посещаемых не только из-за сравнительно низких цен на билеты, но и благодаря продуманной репертуарной политике. Там можно было посмотреть фильмы уже после того, как они сошли с массового экрана.

Перед самым закрытием киноцентра — а оно перенесено с 15 ноября на 2 декабря — в бой за «Соловья» вступила тяжелая артиллерия — сам Никита Михалков. Несколько ранее в защиту киноцентра выступал и министр культуры Владимир Мединский, хотя о планах закрытия и о строительстве на этом месте жилого комплекса стало известно еще два года назад.

Для министерства культуры или Союза кинематографистов оценочная стоимость киноцентра в 6 млрд рублей, конечно, тяжеловата. К примеру, в прошлом году Минкульт на производство субсидируемых национальных фильмов выделил 4,1 млрд рублей, а Фонд кино еще 3,5 млрд рублей. Хотя для бюджета Москвы такая сумма, конечно, не является неподъемной.

С другой стороны, а при чем тут, собственно, бюджет Москвы и вообще государство? И уместно ли даже уважаемому человеку обращаться с просьбой потратить бюджетные, то есть от наших налогов, миллиарды рублей на то, по поводу чего не было даже, кстати сказать, ни голосования Мосгордумы, ни тем более общегородского референдума. Почему бы не провести, например?

К тому же сеть кинотеатров «Каро-фильм» уже объявила, что выступит преемником репертуарной политики «Соловья». Например, на базе реконструируемого кинотеатра «Художественный». Возможно, правда, что некоторые апеллирующие теперь к государству в лице московской мэрии кинодеятели хотят, чтобы на базе доселе сугубо коммерческого предприятия возникло нечто поддерживаемое за счет бюджета под флагом, скажем, патриотического воспитания. С привлечением так называемых профильных арендаторов. Глядишь, и самим воспитателям-патриотам что-то перепадет.

Однако в данном случае важно подчеркнуть, что речь идет о частной собственности, которую собственник решил продать или перепрофилировать. И он в полном праве это сделать по своему разумению, тем более что все градостроительные разрешения получены.

Возможно, кстати, идея закрытия киноцентра возникла из-за опасений, что его нынешняя репертуарная политика все больше находится под угрозой с коммерческой точки зрения из-за ужесточения конкуренции со стороны онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов. Теперь именно там можно дешево, с комфортом, на относительно большом экране домашнего кинотеатра посмотреть типичные фильмы из репертуара «Соловья».

Кстати, в 1989 году киноцентр на 24 зала был построен как раз по заказу Союза кинематографистов. И теоретически он мог бы озаботиться судьбой своего, по сути, детища. Правда, трудно представить себе сколь-либо вменяемую репертуарную политику такого киноцентра в исполнении нынешнего союза, далеко ушедшего от «перестроечного», а также на фоне бесконечных интриг, дрязг и соперничества за государственные деньги внутри кинематографического сообщества. Так что в этом смысле лучше снести.

Хотя такой уникальный киноцентр, конечно, жалко. Впрочем, если аналогичный центр как явление будет востребован жизнью и найдет свою нишу на рынке кинопроката, он обязательно появится. А если такой ниши объективно уже нет, то владельцы киноцентра просто вовремя это поняли и не стали дожидаться, пока посещаемое место будет поражено запустением и небрежением, как это случилось со многими московскими кинотеатрами в постсоветское время, когда они в итоге переформатировались в безликие торгово-офисные центры. И никакой Союз кинематографистов их не спас. Да и не мог.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию