16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.87 / ₽ 8015
  • RTS1128.26
3 декабря 2019, 11:50 Право

СМИ: СК возложил всю вину за катастрофу SSJ100 в «Шереметьево» на пилота

Лента новостей

О завершении расследования сообщают источники «Интерфакса» и «Коммерсанта». Следственный комитет не стал ждать окончательных выводов Межгосударственного авиационного комитета

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Обновлено в 17:00

Следственный комитет в рекордно короткие сроки завершил расследование уголовного дела об аварийной посадке Sukhoi Superjet 100 в аэропорту «Шереметьево» в мае этого года. Об этом сообщают агентство «Интерфакс» и газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

Во время посадки лайнер получил повреждения и загорелся, погиб 41 человек. Следствие обвиняет командира самолета Дениса Евдокимова в нарушении правил безопасности на воздушном транспорте. Сейчас материалы дела изучает защита. Командир находится под подпиской о невыезде.

Следователи считают, что Евдокимов совершил посадку с нарушением правил, из-за чего самолет разрушился и загорелся. Защита пилота в свою очередь настаивает, что SSJ100 при посадке «швыряло из стороны в сторону», лайнер не слушался рычага управления. Вот что заявила Business FM адвокат пилота Дениса Евдокимова Наталья Митусова.

Наталья Митусова адвокат «Они специально не предъявили нам обвинение в мае для того, чтобы проводить предварительное расследование самостоятельно без нашего участия. Сразу после окончания предварительного расследования было заявлено сразу 28 ходатайств со стороны защиты, во всех ходатайствах защите было отказано, в том числе о проведении следственного эксперимента с участием моего подзащитного как на тренажере, так и в режиме реального полета, об истребовании огромного количества документов о производителе — завода «Сухой». Ни одна из версий, кроме действия пилота, следствием отработана не была. Другие версии — конструктивные недостатки при проектировании этого воздушного судна, неисправности конкретного авиалайнера, недостаточность обучения пилотов на тренажерах, не было такого элемента как элемент козления (отделение самолета от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке — Business FM). Этому пилотов не обучали. Это тот элемент, с которым столкнулся мой подзащитный при этой посадке, дважды имел место отрыв от взлетно-посадочной полосы. Сами остатки механизма авиалайнера не исследовались. Влияние атмосферного электричества на борт не исследовалось. Почему обрушилась стойка с шасси и вырвало стенку топливного бака, не исследовалось. После ознакомления мы имеем право повторно реализовать все эти ходатайства. Конечно, они будут завялены. Если нам будет отказано в следствии, мы об этом будем заявлять на судебном следствии, когда дело будет рассматриваться в суде. При этом мы не лишены права самостоятельно проводить независимую экспертизу, чем сейчас и занимается защита. Почему второго пилота признали потерпевшим? Для нас это непонятная ситуация, потому что действия экипажа слаженные. Один, грубо говоря, зачитывает чек-лист, второй выполняет. Кстати, со стороны второго пилота были нарушения по очередности объявления определенных команд. Наше государство вообще убедить вряд ли в чем-то можно. Обозначили его крайним, виновным, соответственно и будет приговор в его отношении. Но защита будет стараться убедить родственников потерпевших, что виновен не он».

Выводы следствия комментирует авиационный эксперт, экс-конструктор КБ Сухого Вадим Лукашевич.

Вадим Лукашевич авиационный эксперт, экс-конструктор КБ Сухого «В данном случае, я думаю, вина летчиков очевидна. Когда мы говорим о самолете, нужно разделять два момента: его надежность и удобство эксплуатации. С точки зрения его надежности никаких вопросов нет, потому что главный показатель надежности — это сертификат летной годности, Superjet имеет в том числе европейский сертификат, самый строгий, который после этой катастрофы отозван не был. Но есть проблемы с эксплуатацией: с поставкой запчастей, налетом и так далее. Это проблемы авиакомпании. Но МАК потому и тянет: как только он поставит точку, эти итоговые документы будут переданы Росавиации, и Росавиация должна уже принимать какие-то серьезные меры касательно всех летчиков, всех систем подготовки пилотов в стране. Росавиация этого делать не готова. Поэтому я не ошибусь, если скажу, что Росавиация сознательно давит на МАК, чтобы расследование не было закончено. Когда у нас что-то случается, находят одного виновного, совершенно очевидного или сфабрикованного, его осуждают, и дальше все нормально. А то, что должны быть какие-то серьезные, структурные мероприятия, чтобы этого не повторилось с другими людьми в другом месте, этого мы не делаем».

Ранее от российского лайнера начали отказываться иностранные компании, ссылаясь на сложности его технического обслуживания. В феврале семь самолетов вернула ирландская CityJet — единственный авиаперевозчик в Европе, который летал на SSJ100. Весной прошлого года Brussels Airlines пришлось отменить 92 рейса за 22 дня из-за поломок самолетов. Бельгийцы уже тогда сказали, что «так больше продолжаться не может».

Какой бы причина авиакатастрофы ни была, всю ответственность по закону несет командир судна, и Евдокимову может грозить до семи лет лишения свободы, говорит авиаюрист Алексей Елтунов.

Алексей Елтунов авиаюрист «В соответствии с законодательством, в том числе с Воздушным кодексом, командир воздушного судна ответственен за все, что происходит на борту воздушного судна в период полета. Только он принимает решения об экстренных посадках и так далее. Поэтому, видимо, правовое решение Следственного комитета было продиктовано именно такими законодательными условиями. Выводы МАК могут иметь какое-то косвенное значение, но не прямое. Если они будут отличаться от выводов Следственного комитета, примут их во внимание судьи или нет — это уже, конечно, на усмотрение судей».

При этом СК, по данным «Коммерсанта», признал потерпевшим второго пилота Максима Кузнецова. Такое решение следствия летчик гражданской авиации Алексей Базеев воспринял с критикой.

Алексей Базеев летчик гражданской авиации «Почему второго пилота признали потерпевшим? Он что, не член экипажа? Вот это меня интересует. Другое дело, что он подчиненный член экипажа, но он свою работу должен был делать. А раз он ее не сделал, то он точно такой же виновник. Это меня удивляет. Не бывает такого, что экипаж действует, а в итоге виноватый только командир корабля. Ведь в руководящих документах написано, что если командир принимает неадекватное решение, то второй пилот может взять на себя управление. Он не просто сторонний наблюдатель, он член экипажа. И почему он вдруг потерпевший? Интересно».

Чтобы предотвратить такие трагедии, нужно «вылечить» авиационную систему в России, считает вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.

Альфред Малиновский вице-президент Профсоюза летного состава России «Я думаю, что это результат давления администрации авиакомпаний, вывод администрации «Аэрофлота», чтобы спрятать системный беспредел, который творится в России. А почему, начиная с отбора, при распределении в авиакомпании не было тренировок командира воздушного судна не только на «живом» самолете? Почему не было тренировки даже на тренажере? Потому что работодатель не хочет тратить лишние деньги на подготовку пилотов. Деньги идут, но они не попадают туда, куда нужно. Дирекция Росавиации заявляет, что она не в силах повлиять на авиакомпании. Что же это за орган такой, который не может повлиять на авиакомпании? Когда «за бортом» гуляли тысячи пилотов, подготовленных, обстрелянных, то авиакомпании не спешили их брать к себе на баланс, а экономили на том, чтобы эксплуатировать стариков».

Обычно расследования авиакатастроф длятся по несколько лет. Но за рекордные полгода следствие успело провести и получить результаты более 100 своих экспертиз — 46 медицинских, 41 генетической, а также летных, психолого-лингвистических и других.

Сам пилот не признал вину. Адвокат Евдокимова просила СК назначить экспертизу — защиты самолета от попаданий молний и повреждения стоек шасси, но ей отказали. Ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении участников аварийно-спасательных работ, которые, по версии защиты, появились на месте ЧП с запозданием, также отклонили.

В Межгосударственном авиационном комитете отказались от комментариев.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию