16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.18 / ₽ 8158
  • RTS1171.06
8 декабря 2019, 21:45 Политика

«Белоруссия не хочет слияния и поглощения». На пути к интеграции еще много проблем

Лента новостей

Белорусский посол в России заявил об определенных договоренностях, но «политика и экономика переплелись в сложный, противоречивый клубок», так что до окончательных решений далеко

Александр Лукашенко и Владимир Путин.
Александр Лукашенко и Владимир Путин. Фото: Михаил Климентьев/Reuters

Россия и Белоруссия нашли подходы к проблеме компенсации потерь от нефтяного налогового маневра, а вопрос о цене на газ Минск и Москва решат в ближайшие две недели. Об этом белорусский посол в России Владимир Семашко заявил по итогам переговоров Путина и Лукашенко в Сочи 7 декабря.

Что касается проектов интеграции, то пока согласованы только те, что касаются электроэнергетики и таможни. Осталось согласовать еще восемь из 31 дорожной карты. На пути к интеграции двух стран по-прежнему слишком много камней преткновения, говорит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

— Речь шла о том, что если говорить об интеграции, то, во-первых, компенсировать Минску убытки от того, что в трубопровод попала загрязненная, некачественная нефть, — как минимум. Второе: соглашение по газу, которое обеспечило бы Белоруссию газом по ценам, соответствующим ценам в приграничных регионах. Что касается допуска белорусской молочки и прочего на российский рынок, это уже такая ягодка на торте. Здесь политика и экономика переплелись в сложный, противоречивый клубок, потому что, с одной стороны, конечно, экономическая интеграция — это хорошо, с другой — Белоруссия не хочет слияния и поглощения. Тут вопрос простой: Союзное государство — это реальность или фикция? То есть дотирование Белоруссии имеет смысл до какого предела? Например, Россия хочет иметь там военную базу. Белоруссия России отказывает. Россия хочет, чтобы Белоруссия была в фарватере ее внешней политики. Белоруссия ведет политику многовекторную. Россия хочет, самое главное, контроля над экономическими активами Белоруссии. Белоруссия не хочет этого. Так что нашла коса на камень, и, собственно говоря, все было предсказуемо. Если Россия окончательно, бесповоротно занимает позицию отрицания и скажет: все, никаких больше пряников нет, есть только кнут, то мы потеряем Белоруссию. Поэтому пряники должны быть. А уж в каком виде они будут…

— Кому все-таки интеграция нужнее?

— Лукашенко она точно не нужна, хотя стоит вопрос, кто будет после него. Россия очень переживает, что будет после Лукашенко, то есть, собственно говоря, не станет ли Белоруссия после него второй Украиной. Думаю, главное — не испортить отношения, которые есть сейчас. С точки зрения экономики она, конечно, выгоднее Белоруссии, потому что для нее российский рынок основной. С точки зрения политики и рассказов россиянам о том, какие у нас союзники, какая у нас успешная внешняя политика, выгоднее России.

Переговоры лидеров двух стран в Сочи длились почти шесть часов. Однако по их итогам не было даже сделано заявлений, не говоря уже о подписании соглашения об углублении интеграции, хотя к 20-летию создания Союзного государства 8 декабря это ожидалось. Заявления последовали спустя почти сутки, и не от президентов, а от посла.

Это означает, что до окончательных решений еще далеко, считает ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров.

— Судя по тому, что переговоры длились пять с половиной часов, они были крайне непростыми. Отсутствие заявления обычно свидетельствует о том, что окончательных договоренностей не достигнуто. По всей видимости, Лукашенко запросил больше, чем Россия рассчитывает дать в обмен на его политическую лояльность. В результате, конечно, поскольку миром правят все-таки географические соображения, экономические соображения, а во вторую очередь политические понты, то, наверное, все-таки к какому-то консенсусу стороны придут рано или поздно. Вопрос в цене, сколько Москва согласится заплатить.

— Это заявление посла означает все-таки, что дадут компенсацию, или опять же вопрос спорный?

— Оно означает, что нужно успокоить общественность, что не будет новой газовой войны, что Европа получить свой газ 1 января и не останется, как это было с Украиной, вдруг жить в холоде.

Белорусская оппозиция 8 декабря вновь провела в Минске несанкционированную акцию протеста против углубленной интеграции с Россией. Митинг длился почти пять часов, обошлось без задержаний, как и 7 декабря. Эксперты полагают, что Лукашенко намеренно смотрит на эти акции сквозь пальцы, чтобы показать Москве, что белорусы не стремятся к интеграции. Следующая встреча Путина и Лукашенко намечена на 20 декабря в Петербурге.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию