16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.45 / ₽ 7976
  • RTS1127.98
13 декабря 2019, 20:05 Компании

Кейс BelkaCar: история успеха или бизнес-меценатство?

Лента новостей

Созданный тремя подругами каршеринг BelkaCar полностью перешел в собственность фонда, основанного Дмитрием Зиминым. Каковы последствия сделки для российского каршеринга?

Фото: Андрей Махонин/ТАСС

BelkaCar в 2016 году основали Екатерина Макарова, Лориана Cардар и Елена Мурадова, в нулевых они познакомились на программе MBA Калифорнийского университета. СМИ наперебой рассказывали success story трех подруг, а Макарова в интервью «Секрету фирмы» в шутку называла компанию «телкиным бизнесом».

У истоков BelkaCar стоял предприниматель и благотворитель Дмитрий Зимин — именно он дал подругам необходимый заем на четверть миллиона долларов, хотя в капитал изначально входить отказался. Спустя год, когда BelkaCar привлекла инвестиции от швейцарской компании Winterberg Group, начался взрывной рост — к весне прошлого года BelkaCar даже обогнала «Делимобиль» и временно стала крупнейшим каршерингом Москвы.

С тех пор ситуация изменилась — в марте этого года газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что BelkaCar ищет нового инвестора. В октябре мажоритарную долю в компании выкупила «дочка» основанного структурами Зимина фонда BMT Private Equity, а на этой неделе «Ведомостям» стало известно, что BMT довел долю до 100%.

Так что это — история успеха трех бизнесвумен или спасение утопающей компании? Рассуждает издатель портала Truesharing.ru Юрий Николаев.

Юрий Николаев издатель портала Truesharing.ru «Компания изначально, по словам основательниц, готовилась на продажу. Если исходить из этого, то, наверное, это успех. Но с учетом того, что в последнее время рынок консолидируется в руках крупных компаний — «Яндекс» запустил свой каршеринг, Mail.ru вместе со Сбербанком пришел к YouDrive, большие инвестфонды стоят за «Делимобилем», — «Белкам» нужно развиваться. И для того, чтобы развиваться, нужны деньги, а денег, скажем так, нет. И совсем непонятно, на каких условиях вообще была сделка и что в конечном итоге получат основательницы. Пока есть информация, что они остаются у руля компании. Наверное, какой-то выход у них получится в деньги. Но очень сложно сказать, какой и тот ли, на какой они рассчитывали изначально. Поэтому я думаю, что это на пользу самой компании, но вряд ли успех основательниц».

Собственники нового владельца BelkaCar неизвестны. В российской прессе BMT Private Group осторожно называют «основанной Зиминым» или «инвестиционной структурой группы компаний, созданных Дмитрием Зиминым», но в четверг представитель компании отказался назвать ее бенефициаров «Ведомостям». Двухэтапное поглощение BelkaCar, которое заняло полгода, в фонде прокомментировали лаконично: купили, сумма не называется, основательницы каршеринга останутся в руководстве компании. Сам Дмитрий Зимин о сделке вообще не высказывался. Кто и с какой целью мог приобрести BelkaCar? Мнение исполнительного директора консалтинговой фирмы VSK Group Максима Тищенко.

Максим Тищенко исполнительный директор консалтинговой фирмы VSK Group «Я даже в какой-то степени уверен, что даже если конечный бенефициар был Зимин, это не столько в его интересах сделка, сколько сделка в интересах либо структур «Яндекса», либо структур «Делимобиля», который тоже заинтересован в поглощении. Сейчас сделка заключена на этот фонд Зимина. В дальнейшем, когда спадет интерес к этому ко всему, тихо-тихо перейдет эта компания туда, куда нужно».

По последним данным, на момент окончательной продажи BelkaCar компания была третьим каршерингом Москвы с четырьмя тысячами автомобилей. У «Делимобиля» их в полтора раза больше, у YouDrive только тысяча. Доминирует на московском рынке каршеринга «Яндекс.Драйв», появившийся только в прошлом году: у «дочки» IT-гиганта уже около девяти тысяч машин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию