16+
Среда, 23 сентября 2020
  • BRENT $ 41.53 / ₽ 3161
  • RTS1193.06
17 декабря 2019, 09:22 Политика
Актуальная тема: Украинский кризис

Как соотносятся украинский закон о децентрализации и обещания Зеленского? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

На сайте Верховной рады опубликован текст документа, в котором, впрочем, нет ни слова об особом статусе Донбасса, хотя накануне встречи «нормандской четверки» украинские власти говорили, что этот вопрос будет отражен в законопроекте

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В новом законе о децентрализации Украины не упомянут Донбасс. Но это еще не является нарушением обещаний, данных Владимиром Зеленским в Париже.

В Париже на саммите в «нормандском формате» во время совместной пресс-конференции лидеров было заметно, насколько разнятся позиции Владимира Путина и Владимира Зеленского, хотя они и не вступали в публичный спор друг с другом. Различия были, прежде всего, в трактовке минских соглашений в отношении предоставления особого статуса Донбассу. Теперь, когда закон о децентрализации внесен в Раду, становится очевидно, что Киев не оставит попыток все же подвергнуть ревизии минские соглашения именно в этой части.

Строго говоря, то, что в новом законе о децентрализации вообще не упомянут Донбасс, еще не является нарушением данных Зеленским в Париже обещаний. Одно из них он к тому же даже выполнил: закон о временном предоставлении особого статуса продлен, а постоянный статус в конце концов можно теоретически прописать в отдельном законе.

Пока украинский президент продолжает дело, начатое еще при Порошенко, однако усиливая контроль со стороны Киева по сравнению с первоначальным вариантом. Тогда предлагалось изменить административно-территориальное устройство государства, введя деление на громады и регионы вместо оставшегося от советских времен. Местные государственные администрации планировали ликвидировать. В конституции собирались закрепить, что в основе местного самоуправления встанет совет громады как представительский орган, а также исполнительные органы громады, которые будут подконтрольны и подотчетны совету громады. Кроме того, в регионах и районах появится институт префекта, который будет представлять исполнительную центральную власть.

В законопроекте, внесенном сейчас партией «Слуга народа», прописано, что префект будет выполнять функцию административного надзора за соблюдением законов Украины органами местного самоуправления и будет назначаться и освобождаться от должности президентом по представлению кабинета министров. Также на уровень регионов передаются значительные финансовые полномочия. Они получают возможность горизонтальной социально-экономической кооперации, минуя Киев.

Однако в минских соглашениях касательно «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» также сказано, что их особый статус подразумевает, помимо амнистии участников боевых действий, такие положения, как «право на языковое самоопределение», «участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов», трансграничное сотрудничество с регионами Российской Федерации и даже «создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка». Никаких таких полномочий регионам в нынешнем законе о децентрализации не предусмотрено.

Впрочем, в минских соглашениях буквально и не сказано, что правила особого статуса Донбасса должны быть прописаны именно в общем законе о децентрализации. Хотя сам особый статус должен быть закреплен постоянным законом. Кроме того, создание постоянно действующего закона об особом статусе — и это тоже оговорено в минских соглашениях — должно происходить на основе консультаций с властями самопровозглашенных республик. Киев пока отказывается от прямых переговоров в принципе.

Власти ДНР на днях как раз и предлагали Киеву обсудить возможные изменения в конституцию по предоставлению Донбассу особого статуса, дав понять, что односторонние и не согласованные с ними поправки признаны не будут. Стало быть, они не смогут считаться и выполнением минских соглашений.

У Зеленского еще есть возможность потянуть время, изображая некий прогресс в решении вопросов урегулирования на юго-востоке Украины. Однако оно не бесконечно. Следующий «нормандский» саммит договорились провести не позже апреля. К тому времени Киев должен будет сформулировать четкий ответ: согласится ли он на то, чтобы те, кого он называет сепаратистами, имели возможность формировать свои суды, прокуратуру, милицию, иметь делопроизводство только на русском языке, а также самостоятельно сотрудничать с Россией. Пока не похоже.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию