Об интересах ЦБ, Сбербанка и правительства
Лента новостей
Чиновники, как сообщил Reuters, обсуждают передачу акций «Сбера» другой госструктуре. В ЦБ это опровергли. Что за этим стоит?

ЦБ не может отдать контроль над Сбербанком, об этом заявил первый зампред регулятора Сергей Швецов, сообщает «Коммерсантъ». Ранее Reuters сообщил, что чиновники обсуждают передачу акций банка другой госструктуре. В ЦБ сразу же все опровергли — передать контроль над Сбербанком другой структуре не позволяет закон — и добавили, что такие разговоры ходят уже 20 лет.
Однако, по данным Reuters, эту идею сейчас активно обсуждают во властных коридорах. Банку России на данный момент принадлежит 50% плюс одна акция «Сбера». Раньше было больше, но все, что можно, уже продали, причем успешно. В смене собственника госбанка смысл есть. И, вероятно, обсуждается его переход под крыло правительства.
В Минфине уже говорили, что и западным наблюдателям это кажется странным: почему мегарегулятору принадлежит крупнейший банк, на который приходится примерно половина всей российской финансовой системы? Вроде как конфликт интересов.
Вот только контролировать «Сбер» у ЦБ получается далеко не всегда. Самый яркий пример — история вхождения банка в Систему быстрых платежей. Точнее, невхождения, потому что Сбербанк, разработавший свою систему онлайн-переводов, не хочет участвовать в затее ЦБ.
С рыночной точки зрения это вообще выглядит странно: владелец банка заботится о его конкурентах и ради этого сражается с принадлежащей ему корпорацией. Но у нас такое возможно. Сейчас регулятор штрафует «Сбер» за то, что он не подключается к Системе быстрых платежей. По закону штрафы могут доходить до 10 млн рублей. Для Сбербанка — копейки.
Бороться с монополией в принципе сложно, а тем более с «эффективной монополией», как Сбербанк назвали однажды все в том же ЦБ. С другой стороны, есть и противовес. Герман Греф не раз выступал за то, чтобы «Сбер» полностью приватизировали. Но руководство регулятора, а главное, руководство страны — против. И в ближайшем будущем эти планы Германа Оскаровича вряд ли осуществятся.
Но сейчас смена владельца — это в первую очередь разговор о деньгах. В этом году прибыль Сбербанка составит, а возможно, превысит триллион рублей. И половину банк теперь будет отдавать на дивиденды. Выплаты получает ЦБ, и раньше он их тратил на собственные нужды, отдавая потом в бюджет 75% своей прибыли. Но с прошлого года регулятор сразу перечисляет дивиденды от «Сбера» в казну.
Эльвира Набиуллина недавно назвала это не очень нормальной практикой. ЦБ деньги нужны самому — он санирует рухнувшие банки. Но и правительство вряд ли так просто откажется от четверти триллиона рублей в год. Ну а то, что разговоры о смене акционера ходят 20 лет… В 1999 году Сбербанк получил прибыль всего в 14 млрд рублей. Масштабы тогда были совсем не те, что сейчас.