16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
24 декабря 2019, 16:59 Финансы

Кредитная история? Найдется все

Лента новостей

«Яндекс» совместно с крупными бюро кредитных историй тестирует проект по оценке заемщиков-физлиц. Какие алгоритмы задействует интернет-гигант и можно ли утверждать, что персональные данные останутся в безопасности?

Фото: Павел Головкин/ТАСС

«Яндекс» и два крупнейших российских кредитных бюро запустили новый проект по оценке заемщиков — физических лиц, пишет РБК. Как «Яндекс» собирается оценивать платежеспособность? А вот как: кредитное бюро будет направлять «Яндексу» номер мобильного телефона и email потенциального заемщика, а сама компания будет эти данные анализировать и давать им оценку — благонадежный это клиент или нет. В итоге получится некая цифра вроде процента надежности.

Причем «Яндекс» подчеркивает, что всю информацию (а это более тысячи разных показателей) он будет и получать, и передавать в зашифрованном виде. То есть о личных данных клиента компании будет неведомо. Но какие именно данные сможет анализировать «Яндекс»? Рассуждает директор по маркетингу компании «Системный софт» Руслан Галка:

Руслан Галка директор по маркетингу компании «Системный софт» «Яндекс» может анализировать любые данные, я бы их условно разделил на три типа. Первые — это технические данные, то есть, какое количество устройств у пользователя привязано к его аккаунту в «Яндексе», с каких устройств он выходит в интернет из дома, с работы, можно прикинуть стоимость этих устройств, которые находятся во владении. Также «Яндекс» может оценивать поведенческие данные на основе своих собственных сервисов. Допустим, как часто вы ездите на такси, пользуетесь ли каршерингом, нарушаете ли вы правила дорожного движения, заказываете ли вы еду в «Яндекс.Еде», какой у вас средний чек. У них огромная база данных по каждому человеку».

Будет любопытно, если, опираясь на выводы «Яндекса», банки возьмут и откажут кому-то в кредите. Очевидно, что если данные будут учтены, то право на их обработку пользователь должен делегировать. Иначе — правовой прецедент, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий

Максим ОсадчийМаксим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Вы прекрасно знаете, что, как только вы что-то написали в письме, вам тут же начинают почтовые сервисы подсовывать аналогичную рекламу. Понятно, что роботы копаются в ваших письмах. Использование этой информации, конечно, совершенно неправомерно и может быть оспорено в суде. Например, вы в письмах используете какую-то информацию, на основании которой вам отказали в кредите, и вы доказали этот факт, то, в принципе, могут быть соответствующие иски к банку и к «Яндексу».

В сущности, все полученные данные в конечном счете повлияют на скоринговый балл заемщика. То есть если у «Яндекса» появятся данные о поисковых запросах — человек, к примеру, любит выпить, и денег на это не жалеет, — кредитор сделает выводы. Причем, вполне возможно, ошибочные, отмечает колумнист BFM.ru Семен Новопрудский.

По данным РБК, пять крупных банков, в числе которых Совкомбанк и «Открытие», уже задействовали подобные алгоритмы. «Чем больше данных, тем точнее скоринг», — заявили изданию в Альфа-банке. Но в «Яндексе» подчеркивают, что система пока обкатывается и является рекомендательной — не более.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию