16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
27 декабря 2019, 11:04 Общество

«Полетостыд»: мир захватывает мода на отказ от авиаперелетов

Лента новостей

По оценкам швейцарского UBS, тренд может привести к двукратному замедлению рынка пассажирской авиации. Почему люди отказываются от перелетов и насколько глобален феномен?

Фото: depositphotos.com

Flygskam — так моду на отказ от авиаперелетов называют на родине тренда, в Швеции. Составной неологизм переводится как «стыд от перелетов» — flight shame по-английски или что-то вроде «полетостыда» по-русски. Термин обозначает все большее внимание целевой аудитории авиакомпаний к последствиям перелетов для окружающей среды, так называемому углеродному отпечатку.

Об адептах стремительно растущего движения рассказывают крупнейшие западные издания. Журналист The Washington Post проехал по Европе с жителем Швеции по имени Йохан Хилм. Тот предпочел двухчасовому перелету из Стокгольма в Альпы 30-часовое путешествие на поезде, автобусе и пароме. Рассказывает глава бюро издания в Брюсселе Майкл Бернбаум:

«Хилм — один из все большего числа жителей Швеции, которые предпочитают поезда самолетам, чтобы делать свой вклад в защиту окружающей среды. Перелеты — одно из худших занятий с точки зрения выбросов углекислого газа в атмосферу. По масштабам загрязнения один перелет может быть сравним с целым годом езды на работу на машине. К движению присоединилось достаточно шведов, чтобы вызвать беспокойство шведской авиаиндустрии. По итогам первого полугодия число перелетов сократилось на 4%, а число проданных железнодорожных билетов выросло на треть. В шведской Facebook-группе, посвященной отказу от перелетов, состоят более 100 тысяч человек — это 1% всего населения. Путешественники рассказывают, что проще всего воспринимать поезд не как способ передвижения, а как еще одну часть отпуска».

Дошло до того, что о поддержке движения «полетостыда» начали заявлять авиаперевозчики. Голландская KLM запустила кампанию «Летайте ответственно»: пассажирам советуют компенсировать углеродный отпечаток пожертвованиями экологическим НКО, больше ездить на поезде или просто отказываться от путешествий в пользу дистанционного общения. Парадоксальную инициативу комментирует авиаобозреватель NPR Сет Каплан в эфире CGTN:

«Может быть, некоторые люди станут выбирать KLM именно потому, что они заняли такую позицию, — это может быть хорошим ходом с точки зрения бизнеса. Даже притом что в вакууме выглядит бредом, что авиакомпания просит людей не летать. Но в целом, если ты призываешь людей отказаться от перелетов, нужно предложить им альтернативу. В Европе поезда могут быть заменой самолетам при путешествиях на короткие расстояния. В таких местах, как США, это не такая уж приемлемая альтернатива».​

Почти равноценной заменой авиаперевозкам, как считают представители движения, мог бы стать Hyperloop — перспективная технология сверхбыстрого перемещения капсул с пассажирами в вакуумных тоннелях, популяризированная Илоном Маском. Разработкой технологии занимаются более десяти компаний, однако пока ни одного коммерческого проекта Hyperloop построено не было.

Другая экологичная альтернатива — электрическая авиация. В начале месяца канадская компания Harbour Air похвасталась запуском «первого коммерческого электрического рейса» — правда, пока это только гидросамолет со 160-километровой дальностью полета. Как заявил глава компании Рой Ганзарски, «дальность полета пока не та, о какой можно мечтать, но для начала революции этого достаточно».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию