16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
3 января 2020, 05:05 Политика

Турецкий парламент одобрил отправку войск в Ливию. Какими мотивами руководствовался Эрдоган?

Лента новостей

«Турция сейчас оказалась в ситуации, когда у нее практически нет союзников в регионе Средиземного моря, и это ее крайне беспокоит», — считает эксперт Владимир Фитин

Парламент Турции.
Парламент Турции. Фото: EPA/ТАСС

Турецкий меджлис одобрил резолюцию по отправке войск в Ливию, сообщает РИА Новости. Несмотря на оживленные дебаты, решение было принято подавляющим большинством голосов. Как это решение повлияет на расклад сил в Ливии?

В ходе дебатов представители турецкой оппозиции в первую очередь подчеркивали, что самая большая проблема в отправке турецких военных в Ливию в том, что одной из сторон конфликта является Россия. Москва поддерживает Халифа Хафтара, что усиливает возможность «очень неприятных последствий для Турции», сказал представитель националистической «Хорошей партии».

При этом накануне министр обороны и вице-президент Турции Фуат Октай заявил, что если маршал Хафтар прекратит атаковать Триполи, то войска можно и не посылать. То есть фактически можно сказать, что речь идет о завуалированном ультиматуме. И действительно, принятие резолюции вовсе не означает, что войска действительно будут отправлены, считает руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.

Алексей МалашенкоАлексей Малашенко руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» «Эрдоган это делает по причине турецких национальных интересов, как он их понимает, такие постимперские амбиции, как и у России. Это весьма запутанная ситуация, и если это произойдет, то главное напряжение возникнет между Турцией и Россией. У турок есть идея увязать российско-турецкие отношения в Сирии с российско-турецкими отношениями в Ливии, и турки рассчитывают на уступки. Вряд ли турки пошлют войска, не имея какую-то гарантию от России от вероятного прямого столкновения».

Впрочем, в турецкой прессе уже несколько дней назад, до голосования в меджлисе, появились сообщения о внезапно оживившемся авиасообщении с Ливией, то есть о том, что военные уже отправляются.

Представители оппозиции обвиняют Эрдогана в том, что он действует, основываясь на желании поддержать идеологически близких ему ливийских «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ). Однако возможно, что интересы Турции значительно более прагматичные, чем идеология.

«Мы разрушили планы по исключению Турции из Средиземноморья, недавно претворив в жизнь собственные планы», — заявил Эрдоган до голосования резолюции. Ситуацию комментирует руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.

Владимир Фитин руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований «Турция сейчас оказалась в ситуации, когда у нее практически нет союзников в регионе Средиземного моря. И это ее крайне беспокоит, поскольку прежде всего ее волнует возможность поучаствовать в разработке нефтегазовых ресурсов на средиземноморском шельфе. Но для этого надо иметь каких-то партнеров, достаточно надежных. Крайне важно иметь какую-то точку поддержки. Тем более что Ливия — страна, обладающая значительными энергоресурсами».

Существуют опасения, что если планы Турции будут реализованы в полном объеме, то это может привести к окончательному разделу Ливии на Триполитанию и Киренаику. Однако вряд ли это останется без участия других стран. Так, во время голосования в меджлисе прошли телефонные переговоры Эрдогана и Дональда Трампа. Президенты обсуждали именно Ливию и Сирию.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию